Как «зеленеет» упаковка

Количество пластикового мусора в Мировом океане и на суше растет день ото дня. Поэтому все большее число компаний экспериментирует с упаковкой из переработанных и альтернативных материалов. Для этого создаются целые научные институты. Plus-one.ru рассказывает о популярных в России компаниях, чья упаковка частично или полностью состоит из вторсырья или биоматериалов, кто устанавливает рефил-станции и отказывается от пластика, а также об их планах устойчивого развития.

Фото: iStock

Косметика в упаковке из вторичного пластика

Косметическая компания Garnier взяла на себя пять экообязательств для устойчивого развития. Компания стремится сократить использование первичного пластика и полностью перейти на упаковку из вторичного к 2025 году. Только за 2019-й Garnier сэкономила 3670 тонн первичного пластика при создании упаковки. Как сообщили Plus-one.ru в компании, с 2021 года вся упаковка шампуней и кондиционеров для волос Fructis состоит на 100% из переработанного пластика.

Unilever, производитель косметических и чистящих средств, а также продуктов питания (чай, мороженое и др.), еще в 2015 году отказался от захоронения отходов сырья и упаковки, образовавшихся в процессе производства, говорится в отчете об устойчивом развитии компании. Отходы «утилизируются экологически приемлемыми альтернативными способами — направляются на переработку и использование в качестве вторичного сырья в других индустриях».

Кроме того, к концу 2020 года Unilever выпустила в упаковке из стопроцентно переработанного ПЭТ 81 вид косметической продукции под марками «Лесной бальзам», «Чистая линия», «Черный жемчуг», Closeup, Love Beauty and Planet и TRESemmé. В течение следующих пяти лет вся упаковка компании должна стать пригодной к переработке и содержать 25% вторичного пластика. Для достижения этих целей Unilever в России летом 2019-го заключила соглашение с объединением «Европласт». Сеть заводов занимается переработкой пластиковых отходов и созданием новой тары.

На путь циклической экономики вышла и немецкая компания Henkel, выпускающая чистящие средства, косметику и стройматериалы. Принятая в 2010-м программа устойчивого развития уже принесла свои плоды. «Сейчас ПЭТ-упаковка некоторых наших брендов, таких как Fa и Gliss Kur, содержит до 25% переработанного сырья, собранного в России. А в лимитированной экосерии косметических продуктов Ocean Love (Fa и Schauma) используется упаковка из 100% ПЭТ», — рассказали Plus-one.ru в пресс-службе компании.

Чистящие средства в упаковке из вторсырья и в свою тару

В 2020 году Henkel, как отметили ее представители, использовала порядка 50 тонн вторсырья для выпуска упаковки для перечисленных косметических продуктов. Емкости для чистящих средств Clin и Bref изготовлены из 100% переработанного пластика, а коробки из-под таблеток для посудомоечных машин Somat — из 100% переработанного картона. Также компания сокращает слои пластика в гибкой фольге, которую клиенты используют для упаковки чипсов, кофе и других продуктов, и разрабатывает клеи для производства бумажных трубочек, которые повсеместно заменяют пластиковые.

В планах Henkel — к 2025 году перейти к упаковке, полностью пригодной к переработке и повторному использованию (кроме коробок и емкостей от клеев), включить в ее производство 30% вторичного пластика.

В рамках стратегии устойчивого развития X5 Retail Group в январе 2021-го в семи супермаркетах «Перекресток» в Москве были установлены рефил-станции компании BioMio. Идея таких аппаратов заключается в снижении количества потребляемой упаковки, прежде всего — пластиковой. На рефил-станциях покупатели могут самостоятельно наливать в многоразовую тару жидкое мыло, средства для мытья посуды, стирки и др. Контейнеры и емкости продаются отдельно, но при желании можно использовать и собственные.

Еда и напитки в экосумках, таре из вторсырья и биоупаковке

Еще в 2011 году продовольственный ритейлер «Азбука вкуса» отказался от использования в своих магазинах «обычных» пакетов и перешел на биоразлагаемые. Однако, хоть они так и называются, в реальности подобные материалы таковыми не являются, заявляют многие эксперты по всему миру — например, специалисты Greenpeace и британские ученые из Университета Плимута. Узнав об этом, руководство «Азбуки вкуса» отказалось от использования таких пакетов и приняло решение вернуться к обычным пластиковым, но более прочным. Осенью 2018-го компания прекратила бесплатную раздачу пакетов на кассе. В качестве альтернативы покупателям предлагают многоразовые сумки и авоськи из натуральных и синтетических материалов.

С объединением «Европласт» тесно сотрудничает и компания «Балтика». Предприятие собирает и отправляет на переработку как собственные, так и чужие пластиковые бутылки. В 2019 году «Балтика» передала на ресайклинг пластиковые отходы, равные по объему 44% собственной упаковки, выпущенной на российский рынок, сообщает компания.

Переработанный пластик применяется при изготовлении стройматериалов и другой непищевой продукции. Но не для новых бутылок: согласно российскому законодательству, производителям запрещено использовать вторичный пластик в упаковке напитков (согласно ГОСТу 32686-2014, пункт 5.3.3: «Применение технологических отходов и вторичного сырья для изготовления бутылок не допускается»).

Подобного запрета не существует в отношении стекла, поэтому «Балтика» использует собранные стеклотару и стеклобой. Новые бутылки содержат до 20% переработанного сырья, а старые, которые используются повторно, проходят очистку и дезинфекцию.

Финская компания Paulig продает кофе и владеет сетью кофеен, в том числе в Москве. Осенью 2020-го компания выпустила тестовую партию кофе в упаковке BioVerno, созданной из таллового масла. Она производится на деревоперерабатывающем заводе в Лаппеенранте, Финляндия, из отходов лесной промышленности, сообщается на сайте компании-партнера UPM. Если эксперимент принесет хорошие результаты, талловое масло станет альтернативой пластику, а объем отходов лесной промышленности сократится.

В Стратегии устойчивого развития до 2030 года компании Paulig оптимизация упаковки названа одним из важнейших направлений деятельности. Через девять лет компания планирует всю продукцию выпускать в упаковке из возобновляемых или переработанных материалов, а также сделать ее пригодной для переработки.

Компания CarSol Fruit Export S.A. поставляет голубику из Чили на прилавки российских супермаркетов «Перекресток» и «Ашан», а также в службы доставки «Яндекс.Лавка», «Самокат», «Утконос». Отдельные сорта ягод (например, Блюголд) фасуются в пластиковые контейнеры фирмы J.C.K. Эта упаковка изготавливается в Чили и на 80-100% состоит из переработанного ПЭТ (маркировка 01, полиэтилентерефталат), что указано на самих контейнерах и в описании продукции на сайте компании.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Лидская