31.10.2016

Качество товаров — в подходах

О четырех российских брендах-пионерах. Как и в каких случаях экологическая маркировка работает на благо потребителя

Качество товаров — в подходах

Требования российских потребителей к безопасности, а также социальной и экологической «чистоте» товаров постоянно возрастают. Вместе с тем, увеличивается число потребительских товаров, маркированных знаками отличия, заявляющими о соответствии этим качествам. Мы разобрались в том, как зародился и устроен процесс эко-маркировки товаров, что стоит такими отличительными знаками и каким из них можно доверять.

Потребитель задумавшийся

Проблема озоновой дыры, глобальное изменения климата, нефтеразлив в Мексиканском заливе, смог в Пекине — это «звезды» международной экологической повестки. Если спуститься на уровень ниже, то вырубка лесов, загрязненные промышленностью реки, выбросы вредных веществ в атмосферу стали спутниками повседневной жизни, а об их причинах все громче говорят на уровнях кухонь и государственных кабинетов. Текущую экологическую повестку чаще всего формулируют и «подогревают» крупнейшие природоохранные организации: Гринпис, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный фонд защиты животных (IFAW) и другие.

С практической точки зрения экологические проблемы стали «обрастать» решениями. И потребители — как частные, так и государство — стали подогревать спрос на товары и услуги, производство которых не наносит вреда природной среде. Однако без единых стандартов надписи на упаковках товаров с уверениями производителей в их «чистоте» и экологичности смогли лишь ввести покупателя в заблуждение.

Экологично! Ясно?


Дабы оградить потребителя от ложной информации, в 70-х годах прошлого века началась разработка процедур независимой экологической сертификации продукции и услуг. Основной критерий — минимальное влияние на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла товара, от добычи сырья до его утилизации после утраты потребительских качеств.

В большинстве развитых стран мира существуют национальные экомаркировки — немецкий «Голубой ангел», скандинавский «Северный лебедь», единый знак ЕС «Европейский цветок». В Канаде, США, Японии и других странах мира также действует свои экологические стандарты. Более 30 подобных маркировок объединены в Глобальную сеть экомаркировки (GEN). Ее цель — продвигать знаки и лучшую практику соответствия на межправительственном уровне.

Однако очевидно, что задача GEN не в том, чтобы правительства узнали о маркировках. В конечном счете — это борьба за потребителя и удобство такой практики для производителя. Проверка на соответствие экологическому стандарту и нанесение маркировки на этикетку товара стоит денег. Сначала платит производитель, приглашая сертифицирующую компанию на свое производство и оплачивая его работу, а потом потребитель — когда эти затраты включаются в цену товара. Межправительственные соглашения и глобальные объединения позволяют производителю снизить затраты на получение аналогичных экомаркировок на других рынках.

Впрочем, затраты на получение экологического значка для производителя не столь велики, особенно для крупных компаний. Для них сумма в $2-5 тыс. за ежегодную проверку товара и подтверждение сертификата — капля в море миллионных бюджетов, тогда как выгоды, с точки зрения продвижения сертифицированных товаров на рынок, весьма велики. И тут начинается борьба между маркировками за доверие покупателя, собственную узнаваемость и надежность.

А что в России?

Правовая база экологической маркировки в России основана на ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы». Под экологической этикеткой и декларацией понимается заявление, которое информирует потребителя об экологических аспектах товаров или услуг. Но информировать — не значит соответствовать ГОСТу, и такое заявление уж точно не свидетельствует о прохождении «эко»-маркированными товарами и услугами соответствующей экспертизы.

В России сегодня единственным действующим стандартом, гарантирующим общую экологическую безопасность продукции и включающим экспертизу всех этапов его производства, является система добровольной сертификации «Листок жизни». Она разработана в 2001 году некоммерческим партнерством «Экологический союз». Есть также специализированные отраслевые экологические стандарты для органического хозяйства, например, стандарт ассоциации «Агрософия». Российские производители также могут получить зарубежные экологические знаки соответствия.

Сегодня в стране работает 85 производителей, которые получили международные, независимые органик сертификаты. Они работают в сферах растениеводства, дикого сбора ягод, грибов, кедровых орехов, животноводства и пчеловодства, производстве продуктов — детского питания, чая, растительных масел и зерновых смесей. Сертификат «Листок жизни» получили 19 сертифицированных производителей в том числе, из секторов косметики, стройки и ремонта, стирки и уборки, производства продуктов питания, гостиничного бизнеса и розничной торговли. При этом, по данным Госстандарта, в РФ зарегистрировано более 300 органов, занимающихся добровольной экологической сертификацией.

Борьба маркировок

Маркировки, входящие в GEN, могут относиться и только к одной экологической особенности продукта — говорить об энергоэффективности, наличии или отсутствии вредных компонентов, способе доставки, низком углеродном следе и т.п. Она может информировать потребителя о том, что производство бумаги, на которой он пишет, не нанесло ущерба лесам, а рыба, которую он ест, не была последней на земле.

Кроме того, существуют отдельные маркировки, свидетельствующие о способе производства продукции. Например, с развитием органического земледелия стали востребованы органик-маркировки. Наиболее известны в России т.н. европейский листок «Euro-leaf» (ЕС), Bio-Siegel (Германия) и USDA organic (США).

Производители органической косметики также не стали прибегать к общим маркировкам, а создали свои знаки качества — Ecocert (Франция), BDIH (Германия) и ICEA (Италия), а также международный стандарт COSMOS.

Проблема доверия

Помимо преимуществ, обилие маркировок на товарах создает для потребителя проблему выбора. Экологическая маркировка обозначена как независимая, поэтому создать свой значок и продавать его может каждый. В итоге с каждым годом количество таких «зеленых знаков» растет, а потребители все больше путаются. Как отличить настоящие сертифицированные товары от самозванцев? Решить эту проблему призваны независимые сертификаторы, общественные кампании и СМИ. Кто гарантирует надежность сертификаторов — отдельный важный вопрос, часто контрольную функцию берет на себя государство.

Некоторые производители стремятся сэкономить и сами разрабатывают свои стандарты, множа их и подрывая таким образом доверие к независимым сертификаторам и к самому явлению экомаркировки. Так, по данным «Экологического союза», на полках Леруа Мерлен в Санкт-Петербурге продавалась бытовая химия с поддельной маркировкой «Листок жизни». В начале 2016 года специализированное издание об органике Look.Bio предоставило данные собственного исследования о неправомерном использовании маркировки «Евролисток» российским косметическим брендом Nutiva.

Инструментов для борьбы с «зелеными» подделками в России практически нет. Экологические маркировки принадлежат независимым или иностранным организациям, и отстаивать свои права необходимо им самим. Способов сделать это всего два — обращения с жалобами непосредственно в торговые сети и публикации в СМИ. Потребители, которым важна экологическая маркировка, требовательны и осознанны. Они готовы переплачивать за товар, но хотят точно понимать, за что они отдают свои деньги.

В отношении развития практики экомаркировки Россия отстает от европейских стран и США на десятилетия. За рубежом уже есть сети ритейла, которые работают только с маркированными товарами, нормативно-правовая база и государственные органы, гарантирующие потребителю заявленное качество. В России же пока только принимаются базовые нормативные документы, определяющие экологические качества продукта.

Наталья Парамонова +1