Гринпис России предложил российским супермаркетам отказаться от одноразовых пакетов

Экологическая организация рекомендует переходить на многоразовую тару для покупок

Российское отделение экологической организации «Гринпис» отправило 20 крупнейшим продуктовым ритейлерам страны письма с предложением добровольно и поэтапно отказаться от реализации в магазинах одноразовых пластиковых пакетов и заменить их многоразовыми аналогами. Об этом сообщили в пресс-службе организации.

«Сейчас супермаркеты — это место, где нам продают огромное количество мусора в виде излишней упаковки и одноразовых пакетов. Пока законами это жестко не регулируется, поэтому мы начинаем работу с бизнесом. Мы хотим найти среди ритейлеров пионеров, готовых менять свою пакетную политику без принуждения законом, осознающих свое влияние на природу», — объяснил эксперт проекта «Ноль отходов» «Гринпис» России Александр Иванников.

Гринпис предлагает поэтапный отказ от бесплатного распространения всех одноразовых пакетов — тонких «маек», фасовочных пакетов для взвешивания фруктов и овощей. Их предлагают заменить многоразовыми альтернативами — тканевыми сумками или сумками из плотного пластика. Организация предлагает стимулировать покупателей использовать свои емкости и пакеты — например, делать скидку, если человек пришел с брендированной сумкой торговой сети.

Письма от «Гринпис» отправлены в торговые сети «Магнит», X5 Retail Group («Перекресток», «Карусель», «Пятерочка»), Auchan, «Дикси», «Лента», METRO, «О’кей», «Красное&Белое», SPAR, «Глобус», «Интерторг», «Мария-Ра», «Монетка», «Атак», «Азбука Вкуса», BILLA, «Верный», «Вкусвилл», «Мираторг», «Алые Паруса».

Реакция бизнеса

Большинство компаний пообещали «Гринпис» рассмотреть предложение. Экологи рассчитывают получить обратную связь от ритейлеров в течение 2-3 недель. Компании «Вкусвилл» и Auchan заявили представителям экологической организации, что в ближайшее время дадут официальный ответ. «Азбука Вкуса» также подтвердила получение письма и рассказала «+1», что предложение организации будет обсуждаться.

«Мы понимаем, что изменение пакетной политики может занять время и не ожидаем его прямо сейчас. Для начала мы хотим понять, кто из сетей готов на диалог и рассчитываем начать его уже в ближайшее время», — подчеркнули в «Гринпис».

Как рассказали «+1» в компании Auchan, в планах ритейлера на ближайшее время есть отказ от пластиковых пакетов во всех магазинах сети.

«Уже несколько лет нашим клиентам в качестве альтернативы предлагаются не только пластиковые пакеты, но и пакеты, на 40% состоящие из переработанных материалов, а также бумажные пакеты и многоразовые сумки. В гипермаркете в Воронеже с июня 2017 г. отменены бесплатные пластиковые пакеты. В ближайшее время компания планирует полностью отказаться от бесплатных пластиковых пакетов во всех гипермаркетах, как это уже сделано в магазинах формата „у дома“ („Атак“, „Мой Ашан“)», — рассказала «+1» директор по коммуникациям Ашан Ритейл Россия Мария Курносова.

В группе компаний «Дикси» проекту «+1» ответили, что письмо из Гринпис не приходило и добавили, что в сетевых магазинах также внедряется замена одноразовым пакетам.

Реакция экспертного сообщества

Директор некоммерческого партнерства «Экологический союз» Юлия Грачева считает инициативу «Гринпис» своевременной, так как и потребители, и бизнес в России готовы отказываться от одноразовых пластиковых пакетов.

«Законодательство по обращению с отходами идет по направлению сокращения использования одноразовых пакетов. Рано или поздно, возможно, в течение пары ближайших лет, для производителей — или магазинов в данном случае — появится утилизационный сбор на полиэтиленовые пакеты. А предложение „Гринпис“ для ритейлеров станет возможностью к этим переменам подготовиться», — рассказала «+1» Грачева.

С другой стороны, как полагает эксперт, для магазинов важен добровольный шаг в этом направлении, поскольку современный потребитель ищет в бизнесе ответственное поведение.

«Это способ получить имиджевые очки у потребителей, но действовать ритейлер должен в связке с просветительской работой — покупателям, сотрудникам нужно будет объяснить, для чего все это делается», — добавляет Грачева.

Даже если потребитель готов отказаться от одноразовых пакетов, ему следует подсказать, что можно использовать взамен. Тот бизнес, который готов будет информировать покупателей, завоюет клиентов, ориентированных на ответственный бизнес — а таких в стране, по мнению Грачевой, уже большинство.

«Общество идет путем сознательного потребления. По данным GfK Consumer Life (GfK Group — одна из крупнейших в мире исследовательских компаний — прим. „+1“), доля экологически сознательных покупателей выросла. 73% потребителей требуют экологической ответственности от бизнеса», — считает эксперт.

Ежегодно в России продается не менее 26,5 млрд пакетов. Часто их используют только один раз — чтобы принести продукты из магазина, иногда в них выносят мусор. Пакеты почти не перерабатываются. Попадая в природу, они засоряют ее, разлагаясь сотни лет. Часто пластиковый мусор попадает в пищеводы животных, от чего животные гибнут.

Мировой опыт

От использования пластиковых пакетов уже отказались более 40 стран, среди которых — Китай, Нидерланды, Франция и несколько государств Африки. В магазинах вводят штрафы или, наоборот, систему поощрений против использования одноразовых пластиковых пакетов. Переход на пакеты из долгоживущих материалов становится первым шагом в ограничении потребления пластика. Дальнейшей радикальной мерой становится отказ от пластиковой тары.

18 октября глава Минприроды Сергей Донской заявил о том, что пластиковые пакеты в числе других упаковочных материалов войдут в расширенный список предметов утилизационного сбора. Это заявление прозвучало рядом с предложением спецпредставителя президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова подумать об экологическом сборе на использование пластиковых пакетов в магазинах.