Эксперты: последствия изменения климата ударят по бизнесу в прибрежных городах

К 2100 году уровень моря может повыситься на 110 см

неверный url
Иллюстрация Евгении Власовой

Наводнения становятся более частыми по мере изменения климата, рассказал +1 директор центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов. По словам эксперта, уровень моря повышается, и последствия коснутся как малого, так и крупного бизнеса.

Изменение гидрологических режимов уже сказывается на экономике прибрежных городов. 12 ноября крупнейшее за 50 лет наводнение произошло в Венеции. Уровень воды достиг 1,87 метра. Последнее масштабное наводнение в городе зафиксировали в 1966 году, когда уровень воды поднялся до отметки 1,94 метра. Тогда три четверти предприятий, магазинов и студий были серьезно повреждены или разрушены. В этом году, по словам властей, вода затопила более 85% территории Венеции, в том числе собор Святого Марка и окружающую его площадь. Общий урон городу оценивается в сотни миллионов евро.

По словам Сафонова, несмотря на значительный ущерб, городской бизнес может адаптироваться к изменениям климата. «Пока воды по колено, люди будут сюда приезжать. Малый бизнес, конечно, несет ущерб, но я уверен, что предприниматели найдут ниши — будут водить туры по воде», — заметил эксперт. «С другой стороны, нужно понимать, что наводнения до настоящего времени случались редко. Когда уровень моря поднимется существенно выше и наводнения будут длиться полгода вместо нескольких недель, тогда для города настанут тяжелые времена», — добавил Сафонов, отметив, что властям прибрежных городов необходимо принимать проактивные действия — меры по смягчению последствий изменения климата. С этим соглашается и заместитель директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Александр Гинзбург. По его словам, механизм изменения климата уже запущен. «Аномальная жара в Европе два года назад, наводнение в Крымске в 2012 году, аномальная жара в Москве в 2010-м, засухи, проливные дожди — все они сигнализируют о глобальном потеплении, которое связано с антропогенным воздействием на природу. В российских городах и других странах уже есть целые программы не только по адаптации человека, сельского хозяйства к изменению климата, но и по смягчению их последствий».

В России первую подобную стратегию разработали в Санкт-Петербурге. По словам директора программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, этот город, наравне с российской Арктикой, Дальним Востоком и югом России, относится к регионам, где последствия изменения климата будут наиболее катастрофическими. С момента основания в Санкт-Петербурге зафиксировали 309 наводнений. Авторы стратегии отмечают, что количество дождей за последние десятилетия увеличилось на треть, и прогнозируют, что уровень Балтийского моря и Финского залива к концу века может повыситься до 40-100 см, из-за чего наводнения в городе станут более частым явлением.

«Стратегия, разработанная в Санкт-Петербурге, — пока единственный в России прецедент, и другим регионам следует последовать примеру Санкт-Петербурга. Последствия коснутся не только малый бизнес, но и крупный. Например, СПГ Ямал, который добывает сжиженный природный газ на полуострове, думаю, не учитывает, что береговая линия может уйти вглубь материка при повышении уровня моря даже на десять сантиметров. В таком случае пострадает портовая и газовая инфраструктуры», — добавил Георгий Сафонов.

В российской столице также принимают активные меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации городской инфраструктуры к климатическим сдвигам, рассказали +1 в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Так, власти поставили цель сократить объемы выбросов парниковых газов до уровня не более 75% к 2020 году от показателя 1990 года. Кроме того, Москва уже снизила выбросы более чем на 20% от уровня 1990 года. Для обмена международным опытом и наработками в области изменения климата российская столица с 2011 года состоит в партнерстве C40, куда входят 94 города по всему миру, а с 2017 года проводит Климатический форум городов, который посещают ведущие эксперты, представители городских администраций и межправительственных организаций со всего мира.

Меры адаптации к изменению климата направлены на модернизацию секторов энергетики, транспорта и ЖКХ, например, на реконструкцию и строительство ливневой канализации, организацию комфортного температурного режима в поликлиниках, автобусах, электробусах и поездах МЦК, развитие системы зеленых насаждений. Для профилактики роста заболеваемости и смертности, связанных с жарой, в столице реализуется «План действий органов исполнительной власти города Москвы по снижению воздействия аномальной жары и загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения». С 2010 года выбросы от автомобилей, на которые приходится до 90% загрязнения атмосферы города, удалось снизить с 1 млн тонн до 781,9 тыс. тонн, сообщили в департаменте.

Для защиты Венеции от наводнений с 2003 года власти города реализуют проект под названием MOSE. Он представляет собой систему из 70 массивных подводных шлюзов желтого цвета, расположенных поперек трех заливов. В случае наводнения ворота можно поднять и изолировать Венецианскую лагуну от Адриатического моря. Строительство, которое оценивается в €6 млрд, должно было завершиться к 2011 году, но, по прогнозам, оно продлится до 2022 года. По данным Washington Post, некоторые эксперты полагают, что ворота в любом случае не смогут защитить Венецию. В последнем отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата говорится, что к 2100 году уровень моря поднимется от 60 см до 110 см. Барьер же может защитить Венецию, если уровень моря поднимется до 60 см.

Варвара Селизарова

Ваш Email