Экошейминг пакетоносцев

Сложил яблоки в пакет в магазине, и замучили угрызения совести? Может быть, чувство вины стоит приглушить мыслями о причинах появления бесплатного пластика в супермаркете. Выпускающий редактор российского сайта экологического правозащитного центра «Беллона» Всеволод Левченко в колонке на +1 рассуждает о том, почему не стоит винить тех, кто не желает вести осознанный образ жизни, а кого шеймить как раз следует.

Иллюстрация: Евгения Власова для +1

Ни для кого не секрет, что Земля находится на грани экологической катастрофы. Глобальные изменения климата, волны жара, вымирание животных, мусорные острова, которые передрейфовали из антиутопий в нашу привычную реальность, — обо всем этом говорят политики, лидеры мнений, экологические организации и активисты, про это пишут медиа по всему миру, и +1 — в их числе.

Один из наиболее популярных и разрекламированных способов помочь спасти планету — отказаться от чрезмерного потребления и заменить неэкологичные продукты и услуги менее вредными для окружающей среды аналогами. И как же достается неосознанным потребителям, не желающим «затянуть пояса потуже»! Можно говорить о появлении в последние годы такого явления, как экошейминг, когда критике подвергаются те, кто не желает вести экологичный образ жизни.

Упаковал овощи в целлофановый пакет? Ты не прав. Не собираешь мусор раздельно — уже тянет на административку. Выкинул батарейку в обычный мусорный бак — однозначно криминал.

Иногда дело доходит до абсурда. Так, Национальный институт передового опыта в области здравоохранения Великобритании предложил астматикам пользоваться ингаляторами, выделяющими меньше парниковых газов в атмосферу. А немецкое издание Jetzt призывает жителей страны отказаться от туалетной бумаги, поскольку ради ее производства вырубаются леса.

Подобные идеи можно услышать и в России: например, использовать вместо моющих средств уксус, соду и горчичный порошок, а сушилку для посуды заменить обычным полотенцем. Предлагается поменять подход и к заботе о собственном здоровье. Воспаление мочеполовой системы лечить петрушкой, а радикулит — лопухом. Короче, достаточно всего лишь приложить подорожник.

Иллюстрация: Евгения Власова для +1

Но возникает вопрос: правда ли, что ответственность и вина лежат исключительно на потребителе, а клиент никогда не прав?

С одной стороны, глупо отрицать, что все мы в ответе за нашу планету и что каждый в меру своих возможностей обязан ее беречь. Все из вышеперечисленных способов уменьшить свое негативное воздействие на окружающую среду имеют какие-то основания, хотя в медицинских вопросах необходимо проконсультироваться с врачом. Однако если попытаться следовать всем этим советам одновременно, можно в какой-то момент обнаружить, что жизнь стала похожей на заключение в колонии строгого режима.

О том, что в вопросе экоальтернатив что-то не сходится, задумался исполнительный директор Greenpeace Великобритании Джон Совен. Его слова передает The Guardian: «Если я куплю два круассана в коричневом бумажном пакете, я заплачу 79 пенсов за каждый, а если куплю их в большом пластиковом контейнере, то они обойдутся в 63 пенса каждый. И я просто подумал... Это же полный крах системы».

Тут мы подходим к одному из краеугольных камней экологической проблемы, вызванной «неправильным» потреблением, — влиянию капитала. Речь не о том, что многие экомагазины завышают цены, ведь мотивированный человек готов платить больше. Дело во влиянии бизнеса — производителей и ритейлеров, работающих с «традиционными» товарами и услугами.

Яблоки, завернутые в несколько слоев индивидуальной упаковки, очищенный картофель, продающийся поштучно и упакованный в пластик, и множество аналогичных товаров можно увидеть в любом супермаркете. При этом поштучный товар стоит дороже своих оптовых аналогов. Еще один пример из супермаркета — кофе премиум-класса в дополнительной «подарочной» упаковке.

Иллюстрация: Евгения Власова для +1

На помощь производителям приходят медиа и реклама. Про то, что покупая «Кока-Колу», ты покупаешь не просто напиток, а образ жизни, не писал только ленивый. То же можно сказать и про новые гаджеты, про индустрию моды и даже про фастфуд.

«В целом экономика заточена на потребление. Бездумное потребление основано на безответственности. Поэтому выгодно сделать модным псевдобумажный стаканчик для кофе. Ведь это так стильно, когда человек идет с кофейным стаканчиком. Значит, он очень занят и, следовательно, востребован», — говорит председатель экологического движения «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская.

Только в России, по данным Минприроды, ежегодный объем выпуска первичной пластиковой тары составляет приблизительно 600 тыс. тонн. Заводами по производству пластиковых пакетов владеют и некоторые торговые сети — например, «Магнит».

А за спинами производителей пластика стоят нефтяники, поставляющие сырье

«Всякие необязательные отходы и трудноперерабатываемые материалы являются предметом интереса мусоросжигательных заводов, производителей твердого вторичного топлива. Ведь если отходов станет меньше и их можно будет легко переработать, то что тогда им останется сжигать? К сожалению, в увеличении количества мусора заинтересованы и региональные операторы по обращению с отходами в России. Пока что законодательство ставит их доход в прямую зависимость от количества смешанных твердых коммунальных отходов», — продолжает Татьяна Нагорская.

Получается весьма парадоксальная и неприятная ситуация, когда, с одной стороны, от нас требуют отказаться от всего неэкологичного, а с другой — все это пытаются заставить приобрести любыми возможными способами.

При этом альтернатив, позволяющих вырваться из порочного круга, в общем объеме товаров и услуг крайне мало. Для желающих сократить личное потребление проводятся тренинги, посвященные сокращению количества отходов, — это говорит о том, что в существующих условиях сделать это действительно непросто и нужны специальные знания.

Обратимся к практике продвинутых экологистов, живущих по принципу zero waste (ноль отходов). Лидер — американка Беа Джонсон, производящая всего литр отходов в год. Однако тех, кто приблизился к подобным результатам, по всему миру — лишь единицы. Эксперименты по переходу на жизнь без пластика регулярно проводят разные организации и активисты, в том числе и редакция +1. Нельзя сказать, что попытки полностью проваливаются, но результаты, как правило, получаются не такие радужные, как хотелось бы.

У экошейминга в России есть свои характерные черты

Для многих экономия даже во благо природе остается символом материального неблагополучия, в то время как показные излишества свидетельствуют об успехе. И, конечно, не всем нравится, когда на них смотрят как на фриков, и приходится регулярно объяснять что к чему продавщицам на кассе, удивленно спрашивающим «как это вы не хотите брать пакет, он же бесплатный?»

Раздельный сбор отходов — зачем он в России? Все равно никто не будет этим заниматься, даже если после вандалов уцелеет хотя бы один бак. Но если ближайший контейнер для сбора находится за несколько километров, то нет ничего удивительного в том, что до него доберутся только отчаянные. При этом акции того же «РазДельного сбора» показывают, как много этих отчаянных, готовых идти на серьезные неудобства ради раздельного сбора — хранить отходы дома месяц, а потом все, что накопилось, нести на акцию.

В итоге выходит, что, во-первых, лица, принимающие решения, с помощью аргументов «россияне не будут разделять мусор» маскируют свое нежелание идти на конкретные действия. И, во-вторых, россиян отказываются считать за разумных и осознанных людей только на основании национальной идентичности.

«Но здравый смысл берет верх, — уверена Татьяна Нагорская. — В Европе решено отказаться от одноразовой пластиковой посуды и всяких ушных палочек, трубочек. Количество стран, ограничивших и запретивших одноразовые пакеты, исчисляется десятками».

В России торговые сети — кто-то под давлением общественности, а кто-то благодаря собственной сознательности — также потихоньку встают на этот путь. Появляются, например, магазины, торгующие без упаковки, биоразлагаемые альтернативы для пакетов, пункты благотворительного сбора ненужной одежды или еды у касс.

Но процесс идет слишком медленно. Пока получается, что во всех экологических бедах виноваты астматики со своими ингаляторами, но никак не власти и промышленные гиганты.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки