Пять «зеленых» столиц Европы

Уже более десяти лет Еврокомиссия выбирает «зеленую» столицу Европы. Эту награду город получает за экологические инновации, чистый воздух, грамотную утилизацию отходов, развитие энергоэффективности, высокий уровень озелененности. Разбираемся, как столицы становятся «зелеными» на примере пяти городов.

Четверо из пяти европейцев сегодня живут в городах, а жизнь в урбанистической среде часто связана со стрессом и экологическими проблемами. Поэтому комфортная среда — приоритет многих стран.

Ежегодно Еврокомиссия выбирает «зеленую» столицу континента. С этого года победитель получает финансовую поддержку в размере €350 тыс.

Претендентов оценивают по 12 критериям: борьба с изменением климата, адаптация к климатическому кризису, устойчивый городской транспорт, устойчивое землепользование, природные ресурсы и биоразнообразие, качество воздуха, уровень шума, обращение с отходами, устойчивое водоснабжение, «зеленый рост» и экоинновации, энергоэффективность и качество управления.

«Зеленой» столицей не обязательно становится столица страны. Этот статус может получить любой город ЕС и стран-кандидатов на вступление, а также Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии с населением не менее 100 тыс. человек. Хотя бывают и исключения. Если в стране нет таких городов, то может быть рассмотрен самый крупный.

История этого «зеленого» соревнования началась в 2006 году с подачи тогдашнего мэра Таллинна Юри Ратаса (Jüri Ratas). Он предложил поощрять экологически ответственные города Европы. Идея понравилось Еврокомиссии, и уже через два года, в 2008-м, была официально учреждена премия European Green Capital Award.

Однако первую награду присудили только в 2010 году. Ее получил Стокгольм. Затем «зелеными» столицами становились Гамбург, Витория-Гастейс, Нант, Копенгаген, Бристоль, Любляна, Эссен, Неймеген, Осло и Лиссабон. Уже известна и «зеленая» столица на 2021 год — это финский город Лахти.

Стокгольм — первая столица (2010)

Шведский город стал первой «зеленой» столицей Европы. Стокгольм обошел 34 конкурента из 16 стран. Чем же он покорил жюри? Во-первых, почти 40% его территории занято парками и рекреационными зонами (здесь и далее — данные на момент «избрания» города европейской «зеленой» столицей). В общей сложности в Стокгольме насчитывается около тысячи парков. Зеленая зона находится на расстоянии 300 метров от большинства жилых домов. В черте города есть семь природных заповедников. До ближайшего из них можно добраться за 10 минут на метро. Добавьте сюда то, что десятую долю площади столицы занимают водоемы. Они настолько чистые, что местные жители едят рыбу, которую ловят в центре города. А воду пьют прямо из-под крана.

Во-вторых, до большинства достопримечательностей можно добраться пешком, хотя транспортная сеть города развита очень хорошо, а многие автобусы работают на биотопливе. Скрупулезные шведы посчитали, что 90% жителей Стокгольма живут в 300 метрах от ближайшей остановки общественного транспорта. Но несмотря на это, около 68% передвижений в центре города они совершают либо пешком, либо на велосипеде.

В-третьих, сортировка отходов давно вошла в привычку местных жителей. На одного человека приходится 95 кг переработанного мусора.

Значительная часть отходов используется для производства электроэнергии. Первый мусоросжигательный завод заработал в Стокгольме еще в 1909 году.

К 2050 году город собирается полностью отказаться от использования ископаемого топлива и свести к минимуму неперерабатываемые отходы.

Бристоль — единственная «зеленая» столица Британии (2015)

Бристоль — восьмой по численности населения город Великобритании. В 2015 году он первым в стране получил звание «зеленой» столицы Европы, обойдя в финале Брюссель, Глазго и Любляну.

Бристоль выделил €500 млн на модернизацию транспортной инфраструктуры. Экологически чистые автобусы ездят на биометане, получаемом из органических отходов. Четверть городского мусора используется для производства электроэнергии.

Кроме того, в городе развита велокультура — число велопоездок в 3,5 раза выше, чем в других городах Великобритании.

Бристольцы потребляют меньше электроэнергии, чем жители любого другого крупного британского города, экономя на отоплении до £150 на домохозяйство ежегодно. Помогает и то, что Бристоль инвестирует в солнечную генерацию. На повышение энергоэффективности и развитие ВИЭ в 2015-2020 годах город выделил €300 млн.

Несмотря на то, что в Бристоле живет почти полмиллиона человек, The Guardian назвал его «городом, который одной ногой находится в деревне» («a city with one foot in the countryside»). Дело в том, что треть его территории занимают парки и зоны для отдыха. Более того, местные жители придумали проект «My Wild Street». Его цель — создать возле домов островки дикой природы, чтобы не только людям было удобно жить в Бристоле, но и животным.

Осло — первая «зеленая» столица вне ЕС (2019)

Столица Норвегии получила награду в прошлом году. Город с населением более 650 тыс. человек окружен лесами и синими водами Осло-фьорда. Как отмечает Еврокомиссия, бережное отношение к своим природным ресурсам — одна из причин, почему Осло получил звание «зеленой» столицы 2019 года и обошел в финале такие города, как Лиссабон, Лахти, Гент и Таллинн. Норвежский город давно работает над сокращением выбросов углекислого газа. В планах — к концу этого года уменьшить их на 50%, а к 2030-му — до 95%.

Жители столицы стараются чаще бывать на свежем воздухе, заниматься спортом — город предлагает множество бесплатных возможностей для активного образа жизни. Общественному транспорту здесь предпочитают велосипеды или прогулки — в центре много пешеходных зон. Еще Осло называют «столицей электромобилей»: на них приходится 30% машин. Город намерен стать полностью углеродно-нейтральным к 2050 году.

Лиссабон — нынешняя «зеленая» столица (2020)

В этом году награда ушла португальской столице. Еврокомиссия выбирала между бельгийским Гентом, Будапештом, шотландским Абердином, турецкой Бурсой, португальским Гимараешем, финским Лахти, чешской Остравой, итальянским Прато, польским Вроцлавом, испанской Севильей, Таллинном и Рейкьявиком. Лиссабон победил благодаря развитию новейших экологических технологий.

В городе — полмиллиона жителей, примерно столько же ежедневно приезжает на работу из окрестностей. Плюс туристы, которых с каждым годом становится все больше. Чтобы снизить нагрузку на инфраструктуру, здесь развивают экологический транспорт: активно обустраивают велодорожки, популяризируют сервис по аренде электромобилей и электроскутеров. Кроме того, в столице работает одна из самых крупных в мире сетей для зарядки электромобилей — более 500 «зеленых» заправок. А чтобы мотивировать жителей сокращать число поездок на автомобиле, проездной билет за €1 действует на все виды общественного транспорта в течение дня.

Вклад Лиссабона в уменьшение количества мусора на планете — тоже существенный. Треть городских отходов здесь перерабатывают. На свалки попадает лишь 1%. Что касается озелененности, то за последние два года в черте города число парков и рекреационных зон увеличилось на 250 га. До конца этого года столица планирует увеличить зеленые территории еще на 20%.

Лахти — новая «зеленая» столица

Уже известно, что титул «зеленой» столицы 2021 года получит финский Лахти, расположенный в 100 км от Хельсинки, первым в стране. Правда, соревнуется за нее не первый год. В финале Лахти обошел Страсбург и Лилль. Эксперты поставили ему самые высокие оценки за качество воздуха и экологические инновации.

Лахти — восьмой по численности населения город Финляндии. Здесь живет почти 120 тыс. человек. После Второй мировой войны город стал промышленным, но это не помешало ему первым в Финляндии полностью отказаться от использования каменного угля.

Сегодня Лахти перерабатывает почти 95% городских бытовых отходов, из которых получает энергию и сырье. Местные жители используют семь разных баков для сортировки мусора.

А еще в городе запустили первый в мире эксперимент по отслеживанию индивидуального углеродного следа человека. Теперь каждый житель может при помощи мобильного приложения определить количество CO2, который он выбрасывает в атмосферу. Программа CitiCAP (Citizens, Cap and Trade Co-Created) анализирует, каким транспортом пользуется человек.

Горожане, которые смогут уменьшить персональный углеродный след, получат поощрение в виде скидок на велосипеды и их ремонт, проездные билеты на общественный транспорт, абонемент в бассейн или билет на концерт. Этот проект получил грант Евросоюза в €4,7 млн. Если все пойдет, как планируется, Лахти станет первым городом в Финляндии, который полностью избавится от углеродного следа, — к 2025 году.

Автор

Наталья Майборода