Минус $4 трлн: почему Герман Греф ждет коллапса нефтяной экономики в России

Отчет EY «Нефтегазовая отрасль СНГ и глобальная климатическая повестка. Взгляд в будущее сквозь призму долгосрочной ценности» не оставляет российским нефтегазовым компаниям выбора — к 2030 году они будут вытеснены с рынка, если не пересмотрят свое отношение к глобальной декарбонизации и не станут частью новой низкоуглеродной экономики.

Свежий отчет «Нефтегазовая отрасль СНГ и глобальная климатическая повестка. Взгляд в будущее сквозь призму долгосрочной ценности» консультантов EY анализирует, сможет ли нефтегазовый сектор стран СНГ остаться значимой частью мировой энергосистемы в условиях меняющейся модели рынка, как компаниям сохранить денежные потоки и интерес инвесторов, какой выбрать путь в процессе декарбонизации. Общий ответ на первый вопрос — конечно, да, но необходимые условия для этого не созданы, а с учетом изменений в углеродном регулировании основных мировых экономик, технологических сдвигов и низкого качества отраслевой государственной политики, к 2030 году или даже раньше нефтегазовые компании из СНГ проиграют в конкурентной борьбе и окажутся за пределами новой низкоуглеродной экономики.

«До пандемии COVID-19 контуры энергетического перехода на низкоуглеродные источники энергии в Европе и Северной Америке только начали вырисовываться. Считалось, что снижение потребления углеводородного сырья в этих регионах будет компенсировано Азией. Однако Китай, Япония и Южная Корея пополнили ряды стран, планирующих достигнуть углеродной нейтральности к середине века, что спутало стратегические и экономические расчеты», — признают авторы исследования. Углеродной нейтральности к середине века планируют достичь государства, на которые приходится 70% мировой экономики и более 60% эмиссии всех парниковых газов. Их внутреннее законодательство, политика и регулирование — в соответствии с этими целями — заметно ужесточаются, а рынки, в том числе технологические и инвестиционные, перестраиваются для поддержки такого энергетического перехода.

Авторы доклада признают, что трансграничное углеродное регулирование (ТУР) ЕС является одним из инструментов «Зеленого пакта для Европы». Этот многомиллиардный план действий для достижения углеродной нейтральности в регионе принят для преодоления экономических последствий пандемии. Он должен защитить европейских производителей и принести дополнительные деньги для декарбонизации. Авторы доклада признают, что такая политика противоречит нормам ВТО о свободной торговле и является инструментом конкурентной борьбы. В EY оценивают ущерб от ТУР для России максимум в €15 млрд к 2030 году.

Вполне вероятно, что такая же практика, как ТУР, появится и в других странах, например, в США, где все чаще заявляют об интересе к климатическому регулированию импорта. Как указывают исследователи, к 2050 году углеродный след будет учитываться во всех продуктах. «Да, можно говорить о несправедливых правилах конкуренции. Но европейский, американский и даже китайский потребитель осознал в пандемию, что только решительные меры и совместные усилия способны ограничить масштабы потерь, и теперь экстраполирует этот опыт на борьбу с климатической катастрофой», — заключают в EY.

Углеродный налог для ЕС: платить нельзя откладывать

Эксперты отмечают, что период отрицания декарбонизации в СНГ закончился — начался период подготовки законодательства и программ, помогающих адаптироваться к меняющимся рыночным условиям: «уровень готовности стран СНГ существенно уступает многим другим странам, что объясняется отсутствием законодательной базы и стимулов, а также системы ценообразования на углерод, связанной с его захватом и хранением».

Особенно важным в ЕY считают «развитие компетенций и собственных технологий по всему спектру энергоносителей» — от ВИЭ до «голубого» водорода (при его производстве углерод должен полностью улавливаться). Панацеи для традиционного нефтегазового бизнеса в СНГ не существует, и каждая компания должна сформировать свой набор решений со своими уникальными преимуществами, но авторы исследования убеждены, что именно технологии улавливания и хранения углерода (УХУ) являются важной частью долгосрочных стратегий отраслевых игроков. Хотя такие технологии все чаще вызывают критику экологов и климатологов, аналитики EY отмечают, что технологии УХУ способны сформировать в будущем отрасль, сопоставимую с нефтегазовой.

Для адаптации сектора к меняющимся рыночным условиям необходима кооперация не только между странами СНГ, но и между сырьевыми компаниями, а также углеродоемкими компаниями из других отраслей, которые будут вынуждены сокращать свой углеродный след. «Чем дольше откладываются решения по данным технологиям, тем больше вероятность того, что потенциал коммерциализации „голубого“ водорода из СНГ будет снижаться. Согласно имеющимся сегодня оценкам, окно возможностей для этого направления начнет закрываться в 2030 году, но на примере ВИЭ и электромобилей мы уже видели, что технологический прогресс ускоряется, а прогнозы корректируются», — предупреждают в EY.

В исследовании также отмечается, что «пока мы погружаемся в проблематику и делаем первые шаги, наши торговые партнеры, а может быть уже и конкуренты, поставившие перед собой климатические цели и модернизирующие законодательство с фокусом на поддержку трансформации, оказываются на шаг впереди». Причина последнего в масштабной и активной поддержке энергоперехода государством и регуляторами, так как он «впервые в истории обусловлен не экономическими причинами».

«Нефтегазовым компаниям СНГ необходимо брать на себя инициативу и вести активный диалог с государством, чтобы совместно менять правила игры и создавать благоприятные условия для инвестиций в технологии, не окупающие себя в существующей сегодня модели рынка, но имеющие долгосрочную ценность», — заключают авторы доклада.

И хотя в 2021 году российские чиновники и представители ЦБ признали серьезность последствий энергетического перехода для экономики страны, климатическая политика РФ пока находится на низком уровне, считают составители международного Индекса зеленого будущего в Массачусетском технологическом институте (MIT). Индекс рассчитывается по 18 показателям (в том числе оценивается прогресс в переходе к низкоуглеродной энергетике, «зеленых» инновациях и финансах, качестве климатической госполитики). На основе Индекса составляется рейтинг 76 ведущих стран и территорий (95% мирового ВВП) в соответствии с их прогрессом и приверженностью низкоуглеродному будущему. В нем Россия в 2021 году заняла 73 место — с самым низким баллом за климатическую госполитику.

Между тем Россия недавно опубликовала свою Энергетическую стратегию до 2035 года по расширению добычи нефти и газа, в которой также указывается, что тенденция к углеродной нейтральности является реальной угрозой. И хотя содержание документа в обозримом будущем вряд ли изменится, к концу текущего года правительство и ЦБ намерены запустить рынок «зеленых» финансов.

Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ-2021 рассказал о планах организовать в России рынок торговли углеродными единицами (верифицированные сокращения выбросов), пилотный проект власти собираются запустить на территории Сахалинской области. Глава страны призвал компании, покупающие или планирующие покупать за рубежом углеродные единицы, вкладываться в климатические проекты в РФ.

Уже 2 июля президент подписал закон о введении углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и об ограничении выбросов парниковых газов в РФ. Документом запускается модель углеродного регулирования в несколько этапов. Прежде всего, речь идет о введении обязательной углеродной отчетности крупнейших эмитентов парниковых газов с выбросами, эквивалентными 150 тыс. тонн CO2 в год и более до начала 2024 года. Они будут обязаны отчитываться с 1 января 2023 года. Эмитенты, выбрасывающие 50 тыс. тонн углекислого газа и более в год, начинают регулироваться с 2024-го, а отчитываться будут с 2025 года.

Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», который планируется установить правительством для всей экономики с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны. Закон также дает право бизнесу реализовывать проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения и предполагает создание реестра таких выбросов.

30 июня на Международном финансовом конгрессе глава Сбербанка Герман Греф заявил, что переход мировой экономики к нулевым показателям углеродных выбросов к 2050 году приведет к снижению темпов роста экономики России в среднем на треть и потере экспортом более $4 трлн в ближайшие 30 лет в том числе из-за снижения цены нефти и газа. «Эти оценки мы представили в правительство — они вызывают большую озабоченность», — отметил он.

России в этом случае, по словам главы Сбербанка, грозит консервация технологической отсталости и потеря конкурентоспособности. Чтобы избежать такого сценария, в ближайшие 30 лет понадобится от $657 млрд до $1 трлн инвестиций в декарбонизацию РФ. «Если ввести необходимые меры для развития ESG-финансирования и создания внутреннего рынка углеродных единиц, то выручка от продажи квот на выбросы сформирует альтернативный источник инвестиций, который может быть нацелен на финансирование декарбонизации», — считает Герман Греф. Он прогнозирует, что при действующей цене на углерод в $62 за тонну примерно 46% национальной программы по декарбонизации и создание тысячи новых рабочих мест за счет реиндустриализации можно будет профинансировать за счет такого рынка. Бизнес и инвесторы готовы поддержать это движение.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Антон Чугунов