Магазины шаговой доступности помогут сократить количество отходов

Российские эксперты не согласны с выводами американского исследования

В продуктовых магазинах рядом с домом люди покупают только самое необходимое, благодаря чему не только экономят деньги, но и производят меньше отходов. К такому выводу пришла исследовательница из Корнеллского университета (США) Елена Белавина.

«Когда в доме хранится меньше еды, вероятность того, что что-то испортится, намного ниже, и мы фактически можем съесть все, что купили, до истечения срока годности», — говорит автор работы, опубликованной в научном журнале Manufacturing and Service Operations Management. Елена Белавина подсчитала, что появление всего 3–4 рынков на каждых 10 кв. км в таком городе, как Чикаго, поможет на 6–9 % сократить количество пищевых отходов и на 1–4 % — расходы на продукты питания. Оптимальное количество магазинов для каждых 10 кв. км крупных городов — 200, однако уже 50 торговых точек помогут существенно уменьшить объемы мусора. При этом сейчас, по мнению эксперта, плотность продуктовых магазинов во многих крупных городах США гораздо ниже необходимой: в том же Чикаго на 10 кв. км приходится всего 15 торговых точек. Идеальным в этом отношении городом Елена Белавина назвала Нью-Йорк с его обилием продуктовых лавок и базаров.

По мнению исследовательницы, планировщикам, властям и активистам важно принимать меры по повышению плотности размещения продуктовых магазинов, ориентируясь на потребности населения каждого города. Владельцам магазинов Елена Белавина рекомендует проанализировать то, как влияет их бизнес на объем пищевых отходов и выбросов CO2.

Российский взгляд на результаты исследования

«Если у людей „за углом“ есть продуктовый магазин с адекватными ценами, то они не будут закупаться в гипермаркете про запас, — прокомментировали Plus-one.ru в пресс-службе экологического движения „РазДельный Сбор“. — Запасаясь товарами, мы создаем пищевые отходы из просроченных продуктов. Эта органика попадает на свалки, где в анаэробной среде выделяет парниковый газ метан, и тем самым влияет на изменение климата».

Согласен с этим мнением и Антон Губницын, генеральный директор ТИАР-Центра —консалтинговой компании, специализирующейся на продвижении принципов циклической экономики. По его словам, в магазинах шаговой доступности потребители обычно покупают меньше продуктов: только то, что потребуется в ближайшее время. К тому же несетевые магазины редко проводят акции типа «купи три пачки, получи одну в подарок». «Однако, чем больше магазинов, тем больше продуктовых потерь в рознице», — говорит эксперт и приводит данные совместного исследования ТИАР-Центра и Российской ассоциации электронных коммуникаций. Так, российские розничные магазины и домохозяйства генерируют пищевые потери в объеме не менее 17 млн тонн в год — 28 % от всех твердых коммунальных отходов, образуемых в стране. Самыми «выбрасываемыми» продуктами, как выяснилось, являются хлебобулочные и мучные изделия, молочные продукты и овощи. Если обнулить потери в этих категориях, пищевые отходы магазинов и домохозяйств сократились бы более чем на 70 %. «Ключ к решению проблемы пищевых отходов — лучшее планирование закупок магазинами и потребителями. Поможет и развитие фудшеринга — распределения продуктов с истекающим сроком годности, — заключает эксперт. — То есть в первую очередь необходимо внедрять принципы разумного потребления».

«В американском представлении магазины у дома — это лавки со свежими местными продуктами, — объясняет директор Института экологии Высшей школы экономики Борис Моргунов. — Хозяин такого магазина живет в соседнем доме, а помидоры, которые он продает, выращивает его кузен. Но Россия — это не одноэтажная Америка. У нас в таких торговых точках можно купить табак, алкоголь и условную закуску. Поэтому вопрос об окружающей среде можно поднимать тогда, когда магазины шаговой доступности будут ориентированы на качественный ассортимент и сервис».

При этом, как считает Борис Моргунов, шаговая доступность никак не влияет на осознанное потребление. Нужно учитывать и то, что в столице и в региональных центрах России сейчас достаточно хорошо развит фудтех (от англ. — foodtech, интеграция цифровых технологий в область производства, доставки и приготовления еды. — Прим. Plus-one.ru). «В Москве и Петербурге с помощью сервисов доставки продуктов мы можем получить продукты из любого гипермаркета в пределах пары часов, а затраты сопоставимы с расходами на дорогу, — говорит эксперт. — Поэтому нет никакой необходимости приобретать продукты впрок. К тому же ритм жизни, развитие интернет-сервисов, а также тот факт, что основной платежеспособной аудиторией становятся миллениалы (люди, родившиеся между 1980 и 2000 годами), оставляет в прошлом традиционные семейные поездки в торговый центр и закупку продуктов на месяц вперед».

Организатор проекта «Фудшеринг. Москва» Анна Успенская считает, что выводы американского исследователя не стоит переносить на российские реалии. Хотя отдельные причины потерь продовольствия на этапе реализации и потребления, по ее словам, везде сходны. К ним относятся и закупки раз в неделю в крупных гипермаркетах, и акции, предлагающие купить больше, чем нужно. Тем не менее, на экологический след гораздо больше влияет тип продукта, чем то, насколько издалека его везли, уверена эксперт. «Совет отдавать предпочтение местным продуктам имеет смысл, только если транспортировка составляет значительную часть углеродного следа, а для большинства продуктов это не так, — говорит Анна Успенская. — По подсчетам исследовательского проекта Our World in Data, на килограмм говядины приходится 60 кг, а на килограмм гороха — один килограмм выбросов. При этом транспортировка большинства продуктов составляет менее чем 10 % выбросов, для говядины — менее 1 %. Если покупать говядину, углеродный след будет высоким независимо от того, купили ее в лавке у местного фермера или в супермаркете». Эксперт также напоминает, что многие ищут в лавках у дома продукты, полученные не массовым промышленным путем. Однако мясо от животных, которые жили на открытых пастбищах, имеет более высокий экологический след.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно в мире мусором становится треть производимых продуктов — всего около 1,3 млрд тонн. 40–50 % из их составляют корнеплоды, фрукты и овощи, 30 % — зерновые и еще 20 % — масличные культуры, мясо и молочные продукты. На каждого жителя Европы и Северной Америки приходится по 95–115 кг пищевых отходов в год, в то время как потребители в странах Африки к югу от Сахары, Южной и Юго-Восточной Азии выбрасывают по 6–11 кг в год.

Автор

Евгения Чернышёва