08.09.2017
10 минут на чтение

Чем дышат москвичи?

Как уровень выбросов изменился за пять лет, и зачем нужна интерактивная карта загрязнения атмосферы от Гринпис?

Фото: urixblog.com

На протяжении последних лет над разными районами Москвы несколько раз фиксировали превышенные концентрации сероводорода, фенола, формальдегида и хлорида водорода. С целью более оперативного оповещения населения о выбросах и усиления контроля за деятельностью предприятий 23 августа Гринпис России запустил интерактивную карту «Чем дышит Москва?». На ней видна динамика концентрации 15 вредных веществ в воздухе в течение суток, сведения поступают с 56 станций Мосэкомониторинга. Данные можно получить на каждый час — или даже отслеживать ситуацию за несколько дней, неделю или месяц.

Однако московский Департамент природопользования и охраны окружающей среды попросил убрать карту, ссылаясь на «некорректность данных», и заявил, что жители города получают «искаженную информацию».

«Приводятся показатели, полученные при сравнении разовых концентраций загрязняющих веществ со среднесуточными значениями ПДК (предельно допустимая концентрация — прим. +1) по аналогичным загрязняющим веществам», — говорилось в официальном письме заместителя руководителя департамента Евгении Семутниковой.

Как оказалось, речь шла только о методике сбора и анализа данных. По словам одного из создателей карты и координатора исследовательских проектов Гринпис России Василия Яблокова, в первые дни работы замечания поступили не только от департамента, но и от сторонников Гринпис.

«Проблема была в том, какую именно методику департамент считал верной. Но ведь идеального метода не существует. Нам указали на некоторые неточности в работе карты — мы их учли, чтобы сделать ее лучше и понятнее для пользователя. Карта — живой продукт, так что поступившие идеи мы реализовали. Постаравшись максимально приблизиться к существующим в стране нормам. И как раз недавно получили еще одно письмо от департамента: временное недопонимание улажено», — рассказал корреспонденту +1 Василий Яблоков.

Что дает карта «Чем дышит Москва?»

Методика подсчета для москвича, почувствовавшего неприятный запах на улице, не так уж важна. В данных Мосэкомониторинга разобраться сложно, да и отчет с ними появляется лишь на следующие сутки. Пользуясь новой картой с ее удобным интерфейсом, москвич может, не дожидаясь новостей в СМИ и не полагаясь исключительно на свое обоняние (к тому же с риском для здоровья и жизни), понять, что за вещество оказалось в воздухе и где находится эпицентр его распространения.

Почувствовав резкий запах, любой москвич может обратиться в Роспотребнадзор или Мосэкомониторинг с просьбой провести проверку.

Выбросы зачастили

В начале сентября четыре дня подряд автоматическая измерительная станция в Косино-Ухтомском фиксировала серьезные нарушения. Чуть раньше, в ночь на понедельник 28 августа 2017 года, произошло четырехкратное превышение нормы сероводорода на востоке Москвы. Выбросы ощутили в Люберцах и в Капотне. Жительница района Некрасовка, с которой связался корреспондент +1, подтвердила: серой сильно пахло ночью и весь понедельник. Аналогичная информация появилась и на карте Гринпис «Чем дышит Москва?» — в три часа ночи допустимая норма сероводорода на востоке города была превышена вчетверо. Только за август этот инцидент стал вторым. Предыдущее превышение концентрации сероводорода в августе — также на юго-востоке — случилось 17 числа, и было пятикратным. А до того сообщение СМИ о выбросах этого вещества появилось в мае. Осенью «сюрпризы» не прекратились: буквально в последние сутки столица «порадовала» жителей Лухмановской улицы и окрестностей очередным недопустимым превышением уровня сероводорода почти вчетверо.

Измученные жители юго-востока Москвы написали петицию на имя мэра Сергея Собянина.

Считается, что в выбросах в том районе виноват московский нефтеперерабатывающий завод (МПНЗ). Разговоры об этом велись еще в 2015 году. Предприятие оштрафовали, но прецеденты повторялись в ноябре 2016-го, в январе 2017-го, весной и этим летом. Напомним, что это — экологическое преступление, которое карается по статье 251 УК РФ о загрязнении атмосферы. Ответственность за локальные выбросы ложится на предприятия, а реагировать и наказывать виновных обязаны природоохранные и надзорные органы.

Ситуацию должна исправить постепенная модернизация промышленности. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в 2020 году на трубах МНПЗ появятся датчики, а санитарная зона вокруг завода «уменьшится в разы».

Московское правительство уверяет, что модернизация МНПЗ в Капотне идет с 2011 года, и уже к 2015-му выбросы уменьшились на 36%.

Основной источник загрязнения воздуха Москвы — транспорт

Наша столица с 2014 года находится в середине мирового «рейтинга» по выбросу парниковых газов. «Среднегодовые концентрации оксида углерода в Лондоне, Токио, Москве, Берлине, Праге и Стамбуле варьируются в пределах от 405 до 647 мкг/м3», — говорится в последнем докладе Министерства природных ресурсов и экологии со ссылкой на московский Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Его глава, Антон Кульбачевский, недавно заявил, что за пять лет столица снизила объемы выбросов с 71 млн до 59 млн тонн.

Главным источником загрязнения воздуха в столице Гринпис называет выхлопные газы. Это подтверждается и докладом Министерства природы: «максимальный уровень загрязнения воздуха, как в Москве, так и в других крупных городах, отмечается на территориях, прилегающих к крупным автотрассам».

По состоянию на апрель в Москве было зарегистрировано 4,88 млн легковых машин, в среднем выпускающих за день до 9 кг одного только CO2. Вместе с ним выделяются оксиды азота, угарный газ и сажа.

Фото: tvc.ru

В докладе говорится, что вместе с Московской областью (771,6 тыс. т) регион производит почти половину (46,7%) всех транспортных выбросов Центрального федерального округа.

Количество авто растет и будет расти — поэтому, по словам Василия Яблокова, важно тщательнее следить за их «качеством». «Никто не сможет подсчитать, сколько машин находится на дороге одномоментно, и какого они экокласса. Поэтому и говорить за весь город по работе одной станции нельзя», — добавляет Яблоков.

Чем дышит Москва сейчас — и чем дышала пять лет назад

В отчете Департамента природопользования и охраны окружающей среды за 2011 год степень загрязнения атмосферы оценивается как повышенная. Этот индекс определяет хроническое загрязнение воздуха, прописан руководящим документом и имеет четыре градации. Главный показатель, по которому в отчете определялось качество воздуха, — измеряемая в процентах повторяемость превышений установленного норматива предельно-допустимой среднесуточной концентрации загрязняющих веществ (ПДКсс).

Пять лет назад в Москве наблюдалась повторяемость превышений ПДКсс диоксида азота до 96% около трасс и до 46% — на жилых территориях. По оксиду азота — до 47% и 10% соответственно. Вблизи дорог также фиксировался высокий показатель по формальдегиду (до 65%). Повторяемость превышений ПДКсс по приземному озону составляла 30‑66%. Машины были признаны основным источником загрязнения, с объемом выбросов более 1 млн тонн за 2011 год.

Тогда правительство города взялось за нарушителей среди предприятий, расписало им штрафы и начало реализацию курса на разгрузку дорог, увеличение доли общественного транспорта и обновление автопарка.

В отчете 2016 года степень загрязнения атмосферы Москвы уже была оценена как низкая. За основу брался комплексный индекс, учитывающий несколько примесей в среднегодовых концентрациях.

Транспортная политика, ограничившая проезд фур в центр города и запретившая топливо низких экологических классов, разгрузка магистралей, введение платных парковок в центре и расширение тротуаров способствовали экологизации города, отметил директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов, слова которого приводятся в январском и февральском материалах ТАСС.

По данным отчета, по диоксиду азота повторяемость превышений ПДКсс достигала 93,2% около автотрасс и до 43,2% на жилых территориях. По оксиду азота — до 26,8% и до 4,6% соответственно. По приземному озону вблизи дорог показатель варьировался от 14,8 до 54,9%, а на жилых территориях — от 31,2 до 56,3%. Повторяемость превышений ПДКсс формальдегида вблизи автотрасс достигала 4,9%.

Несмотря на увеличение численности машин, объем выбросов загрязняющих веществ за 2015 год, по оценкам ОАО «НИИАТ», на которые ссылается Департамент, составил 880 тыс. тонн, а суммарные выбросы за шесть лет снизились на 41%.

Тяжелая промышленность практически полностью перекочевала в область. Но, по данным Мосгорстата, в столице все еще функционирует свыше 630 крупных предприятий, 30 из которых производят выбросы.

В другом отчете, сделанном Центральным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (подразделение Росгидромета), степень загрязнения по-прежнему квалифицируется как повышенная. В обоих отчетах признается, что степень загрязнения воздуха снижается.

В докладе второй организации это связывается со снижением концентрации бензапирена — сильного канцерогена, источниками которого являются выхлопные газы, табачный дым, горящие свалки, работа котельных, ТЭЦ и НПЗ.

В целом, состояние воздуха в городах мира, по данным ВОЗ, не улучшается, а ухудшается: более 80% горожан земли живет в районах с превышением ПДК.

Но, судя по всему, человечество движется в верном направлении — к модернизации промышленности, обновлению транспорта и постепенному отказу от ископаемого топлива — и делает ставку на электрификацию автомобилей и промышленных процессов, на основе ВИЭ. В 2016 году, по данным Международного энергетического агентства, общемировые инвестиции в «чистую» энергетику превысили вложения в добычу нефти и угля, а солнечная и ветровая энергия продолжают дешеветь.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки