Новый закон, принятый Госдумой и подписанный президентом, предусматривает уголовное наказание до 9 лет лишения свободы за уничтожение редких видов растений и грибов. Экологи и юристы ожидают, что правоприменительная практика либо отобьет у застройщиков желание вырубать под дома краснокнижные деревья, либо все это останется «мертвой» нормой. В свою очередь, миколог Михаил Вишневский считает, что закон угрожает самим чиновникам, которые часто оказываются в центре скандалов с нарушением природоохранного законодательства.
Закон, подписанный президентом 14 апреля, как отмечают авторы, должен действовать по аналогии с законом о защите животного мира, принятым в 2013 году (статья Уголовного кодекса РФ 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации»). Внесенные в Уголовный кодекс поправки позволят преследовать браконьеров, уничтоживших ценное растение или гриб.
Закон вступит в силу через 180 дней после опубликования.
В пояснительной записке к нему говорится, что особый размах уничтожение растений и грибов приобрело в Крыму, Горном Алтае, на Дальнем Востоке. К примеру, в Крыму уничтожают фисташку туполистную, древесина которой обладает ценными свойствами. На Дальнем Востоке часто отмечаются случаи незаконной заготовки женьшеня для продажи в Китай. Однако пока неясно, будут ли поправки защищать даже те виды, что упомянуты в пояснительной записке.
«Чтобы заработала новая статья 260.1, должен быть принят перечень особо ценных растений и грибов, которые будут подпадать под санкции этой статьи. Ведь новые нормы распространяются не на все краснокнижные виды, а лишь на краткий перечень особо ценных, по аналогии со статьей 258.1 УК РФ в отношении животных и водных биоресурсов», — пояснила юрист в области охраны природы, независимый эксперт Наталья Лисицина.
Независимый эколог Дмитрий Лисицин обратил внимание, что уголовное наказание будет применяться только в случае умышленного уничтожения растений, а доказать умысел крайне сложно. «Человек может сказать, что не знал, что растение краснокнижное, редкое и внесено в перечень», — также сомневается в законе руководитель направления по защите ценных природных территорий российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин. Эксперт добавил, что по новому закону уголовная ответственность наступит, если доказано преднамеренное уничтожение краснокнижных растений, поэтому объяснение «не знал» может освобождать от наказания.
Михаил Крейндлин отмечает, что даже при застройке закон, скорее всего, не сможет защитить ценные деревья. «В составе разрешительной документации на строительство объектов есть глава „Оценка воздействия на окружающую среду“. Проектировщики в ней пишут, что краснокнижных растений не произрастает. И потом невозможно доказать злой умысел, когда по факту „краснокнижники“ будут уничтожены», — говорит Крейндлин.
Наличие краснокнижных видов растений на месте застройки часто игнорируется инвесторами, подтверждает мнение Крейндлина эколог, правозащитник Асхат Каюмов. «Инвесторы с легкостью платят мизерные штрафы по административному кодексу. Угроза уголовной ответственности может остановить хотя бы самых робких (если такие еще остались среди инвесторов), а самых наглых позволит привлечь к ней», — добавил эколог.
Юрист Александр Карпов также рассчитывает на то, что страх уголовного наказания может остановить «менее наглых» инвесторов.
Наталья Лисицына считает, что действенность закона покажет правоприменительная практика. По мнению юриста, в список особо ценных войдет не более 50 редких растений.
«В отношении повреждения и уничтожения особо ценных растений, помимо незаконности, надо будет доказывать умышленность таких действий. А вот в отношении приобретения и продажи достаточно доказать незаконность. Думаю, что здесь правоохранители и суды будут ориентироваться в том числе на практику, складывающуюся по статье об охране животного мира», — добавляет Лисицына.
Известный в России специалист по грибам, миколог Михаил Вишневский полагает, что закон поставит под удар прежде всего самих чиновников, потому что именно они чаще других граждан страны попадают в браконьерские скандалы. Один из последних таких случаев — 12 декабря 2022 года правоохранители сообщили об убийстве косули и лося в заказнике «Кирзинском» членами Общественной палаты Новосибирской области и Новосибирской городской торгово-промышленной палаты.
Самый громкий недавний скандал связан с депутатом Госдумы РФ Валерием Рашкиным. В ночь на 29 октября 2021 года он со своими знакомыми охотился на лося в Саратовской области без соответствующего разрешения. Убив животное, они спрятали оружие, разделали тушу и положили ее части в багажник. Добычу обнаружили сотрудники комитета охотхозяйства, которые остановили машину депутата. Впрочем, стоит сказать, что громких скандалов с участием чиновников, промышляющих добычей редких видов растений и грибов, пока не было.
Михаил Вишневский указывает на ненужность внесения грибов в Красную книгу. «Грибам не место в Красной книге. Если вы выдрали женьшень, то он больше в этом месте расти не будет. Но в отношении грибов охранные методы применяются не к грибнице, а к плодам. Наказание вводится за сбор плодовых тел... Грибница — очень сильная, и удаление с нее плодовых тел никак ей не вредит... Парадоксально, что законодатели выступают за отказ от стимулирования размножения грибов», — пояснил ученый.
Он также уточнил, что в федеральную Красную книгу входит до 20 наименований грибов, но с учетом Красных книг регионов наберется около сотни редких видов.
По мнению Вишневского, чтобы установить, какой вид в корзине с грибами краснокнижный, понадобятся миколог и научный анализ всех собранных грибов. Это дорого и занимает много времени.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Наталья Парамонова