ESG-повестка в регионах: есть ли перспективы

Интерес к устойчивому развитию растет не только у бизнеса, но и на государственном уровне. Профильные министерства, регионы и города стали упоминать ESG (принципы ответственности и система отчетности по направлениям: экология, общество, качество управления) в своих программах и стратегиях. Специально для Plus-one.ru консультанты компании «Технологии доверия» проанализировали, как в регионах развивается ESG-повестка.

В Республике Адыгея построили ветряную электростанцию из 60 установок мощностью 2,5 МВт каждая. Она покрывает 20% потребления энергии в регионе.

Традиционно интерес бизнеса и регионов к ESG-повестке был связан с перспективами повышения инвестиционной привлекательности, соответствия требованиям и ожиданиям зарубежных партнеров. Однако актуальность ее внедрения определяется не только оценками иностранных инвесторов и рейтинговых агентств, но и внутренними потребностями в трансформации, ведь вне зависимости от внешних условий вопросы экологии, социальной сферы, эффективного управления остаются основополагающими для устойчивого развития регионов России и страны в целом.

Многие эксперты отмечают, что особенность ESG-повестки состоит в том, что в ее основу заложены не краткосрочные шаги для устранения локальных проблем, а долгосрочная стратегия, подразумевающая системные преобразования и достижение глобальных целей устойчивого развития. Помимо этого, принципы ESG предполагают активное взаимодействие и учет мнений заинтересованных сторон, включая бизнес и население, и, как следствие, выстраивание эффективного, прозрачного и равноправного диалога.

Есть ли ESG-повестка в регионах

Отдельные темы и показатели по всем трем ESG-направлениям представлены в стратегических документах страны, реализуются на федеральном и региональном уровнях. Однако региональные стратегии, свидетельствующие о системной трансформации субъектов РФ, все еще встречаются редко. В частности, ESG напрямую упоминается в документах Свердловской, Липецкой, Нижегородской областей и Краснодарского края.

Регионы также признают важность мониторинга и отчетности в области устойчивого развития: Ростовская область, Татарстан, Самарская область, Санкт-Петербург и Москва уже выпустили отчеты и обзоры о внедрении устойчивых практик. Однако уровень вовлеченности в вопросы ESG сильно различается между субъектами, зачастую каждое направление развивается по отдельности.

Участники ESG-повестки в регионах

Основными двигателями ESG-повестки в регионах являются компании, которые заинтересованы в развитии территорий присутствия и оценивают не только экономический, но и экологический и социальный эффекты своей деятельности. Важно, что приверженность крупного бизнеса ESG-повестке сохраняется в условиях санкций, компании продолжают включать вопросы устойчивости в свои стратегии.

Однако основная ответственность за сбалансированное развитие, заботу о населении и окружающей среде, создание условий для комфортного ведения бизнеса лежит именно на руководстве регионов. Наибольшего эффекта в реализации региональной ESG-стратегии можно достичь лишь тогда, когда бизнес и власть слышат друг друга, действуя согласованно.

Другим значимым участником является государство. Минэкономразвития, Минприроды, Банк России, Аналитический центр при правительстве РФ, ВЭБ.РФ и другие структуры и организации разрабатывают проекты, выпускают аналитические материалы, являются методологическими центрами в вопросах устойчивого развития, а также в перспективе могут способствовать масштабированию успешных локальных практик по всей стране.

В 2020 году в Калужской области заработал первый в России карбоновый полигон, который помогает оценивать выбросы парниковых газов в атмосферу

«Зеленым» проектам быть

Россия все больше вовлекается в глобальное обсуждение климатической повестки, включая вопросы трансграничного углеродного регулирования, и это находит свое отражение в документах на национальном и региональном уровнях. Тем не менее, по данным международной некоммерческой организации Climate Action Tracker, уровень внедрения политик в области климата в нашей стране — «крайне недостаточный».

В последние годы ситуация начала меняться: были приняты Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», концепции развития электротранспорта и водородной энергетики, таксономия «зеленых» проектов, разрабатывается план действий по адаптации к энергетическому переходу.

Свидетельствами выхода повестки на региональный уровень могут служить включение показателя «Качество окружающей среды» в систему оценки деятельности губернаторов, региональные планы по адаптации к изменению климата и реализации нацпроекта «Экология», создание системы торговли квотами на выбросы CO2 в Сахалинской области, а также карбоновых полигонов в Западной Сибири, Воронежской, Калининградской, Калужской, Московской, Сахалинской и Свердловской областях, Чеченской Республике, Башкортостане, Татарстане, Краснодарском крае и других субъектах.

Центральными темами в вопросах охраны окружающей среды на региональном уровне являются развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами, развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранение лесов, минимизация выбросов загрязняющих веществ, повышение энергетической эффективности, в том числе за счет расширения возобновляемой энергетики, которой при избытке традиционных генерирующих мощностей пока отведена небольшая роль.

Дополнительными инструментами развития экологической политики могут стать поддержка выпуска «зеленой» продукции, внедрение «зеленых» государственных закупок, экологической маркировки, активное привлечение «зеленого» финансирования.

Социальное развитие и управление работают друг на друга

Комплексное развитие ESG-практик поможет регионам обратить внимание и на такие важные темы, как права человека, неравенство, инклюзивность, качество городской среды, развитие некоммерческого сектора и государственно-частного партнерства, цифровая зрелость, прозрачность и так далее.

При оценке качества управления региона могут использоваться показатели цифровизации, инвестиционного климата, развития инноваций. И эти индикаторы тесно связаны с социальным развитием. Например, показатель уровня инвестиционных рисков в регионе зависит от демографической ситуации (естественного и миграционного движения населения), уровня бедности и безработицы, качества и уровня образования и др.

Социальные проекты, равно как и экологические, могут быть успешно инициированы и реализованы при условии высокого качества и эффективности управления, а результаты экологического и социально-экономического развития будут влиять на внешнюю оценку качества этого управления.

Кош-Агачская солнечная электростанция — самый мощный объект генерации в Республике Алтай. Он обеспечивает электроэнергией около 1 тыс. домохозяйств.

Перспективы и дальнейшие шаги

Потенциал развития ESG-повестки в регионах гораздо шире, чем простое следование современным трендам. Разработка и внедрение ESG-стратегии способны обеспечить регион уникальным инструментом достижения долгосрочных целей.

Чтобы продвигаться по пути к устойчивому развитию, регионам важно установить целевые значения и отслеживать прогресс их достижения. Индикаторы могут быть как общестрановыми, так и адаптированными для конкретных регионов с учетом специфики географического положения, социально-демографического портрета и экономического профиля. Метрики также могут быть учтены в стратегии компаний, ведущих деятельность в этих регионах.

Не стоит забывать, что для стимулирования региональных инициатив по созданию и реализации ESG-проектов необходима широкая поддержка на высоком уровне, ведь экологические и социальные проекты требуют регулярного финансирования и лояльного законодательства.

При этом нужно помнить, что один из основополагающих принципов ESG — это открытость и прозрачность. Необходимо всеми силами стараться избегать формализма и гринвошинга. Руководство региона должно быть готово воспринимать проблемы, обозначать области для развития и подробно отчитываться о достигнутых и недостигнутых результатах в формате открытого диалога.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Авторы

Алексей Фегецин, Елена Пастухова, Наталья Комкова, Иван Шампуров — эксперты практики устойчивого развития и корпоративного управления компании «Технологии доверия»