Адаптация экономики и населения России к глобальному потеплению — приоритетная задача национального развития, поскольку страну ожидают серьезные природные аномалии, заявляют авторы Третьего оценочного доклада об изменениях климата. Резюме исследования опубликовано Росгидрометом 10 октября. Plus-one.ru рассказывает о ключевых тезисах работы и объясняет, чем взволнованы российские климатологи.
Число экстремальных погодных явлений увеличивается по всему миру, а в России — особенно. Так, по данным Росгидромета, в ближайшие 10 лет рекордно высокие температуры у поверхности земли будут фиксироваться все чаще, а низкие — все реже. «С высокой степенью достоверности, волны тепла будут возникать с большей частотой и будут иметь большую продолжительность по сравнению с предыдущими десятилетиями, а волн холода будет становиться меньше», — указывают авторы доклада об изменениях климата (два предыдущих исследования этой серии появились в 2008 и 2014 годах).
На глобальном уровне экстремальные температуры (выше 45 °C) с повторяемостью один раз в 20 лет будут отмечаться на 80% чаще при потеплении на 1,5 °C и на 180% чаще при потеплении на 2 °C. Напомним, согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), в мире уже стало жарче на 1,1 °C по сравнению с доиндустриальным периодом, когда концентрация CO2 в атмосфере была на 40% ниже. По расчетам научной группы Climate Action Tracker, текущие природоохранные политики стран приведут к потеплению на 2,7 °C до 2100 года, то есть их необходимо срочно улучшать.
Температура над материковой частью России каждые 10 лет поднимается на 0,51 °C, причем каждое десятилетие с 1981–1990 годов было теплее предыдущего, а девять из 10 самых теплых лет наблюдались в ХХI веке.
На европейской территории России самые значительные изменения произошли с крупномасштабными летними волнами тепла — так климатологи называют эпизоды жары длительностью от пяти дней со средней температурой в регионе на 90% выше, чем в остальные дни. Если с 1961 по 1980 годы их наблюдалось всего три, то с 2001 по 2020 годы лишь лето 2004-го обошлось без таких волн.
Потепление негативно влияет и на экосистемы суши и моря. Ареалы многих видов изменяются, чаще всего — птиц и насекомых. Рассинхронизируются фазы цветения растений и активности их опылителей — это представляет существенную угрозу для животных. В то же время таяние мерзлоты, которую еще недавно ученые называли вечной, усиливает процессы заболачивания. Повсеместно повышается вероятность торфяных пожаров, особенно на заброшенных осушенных торфяниках.
Для водных экосистем прогнозируются не только изменение стока, режима питания рек, учащение экстремальных паводков, но также изменение русел, увеличение мутности и температуры, изменение состава и численности гидробионтов. Озера на юге России пересыхают, повышается уровень их минерализации, что ведет к гибели обитателей.
В Росгидромете встревожены масштабом грядущих изменений. В связи с этим эксперты декларируют своей главной задачей расширение систем климатического и экологического мониторинга для адаптации экономики и населения к изменениям климата. «Собранные в этой работе знания свидетельствуют, что для России вопросы адаптации к изменению климата нужно решать безотлагательно. И если углеродной нейтральности мы собрались достичь за 50 лет, то в вопросах адаптации времени на раскачку нет. Слишком серьезный будет урон от промедления», — заявил Plus-one.ru руководитель программы «Климат и энергетика» WWF Алексей Кокорин, участвовавший в подготовке доклада.
Одним из удачных примеров адаптации эксперт назвал внедрение солнечных электростанций в Якутии. «В удаленные деревни сложно завозить топливо, особенно когда температуры недостаточно низкие, из-за чего грузовой транспорт не может проехать по зимним дорогам, которые не выдерживают их веса», — указывает Алексей Кокорин. По его словам, в данном случае уход от использования дизельного топлива будет в первую очередь обусловлен необходимостью адаптации, а не желанием снизить рукотворные выбросы.
Среди других примеров адаптации к глобальному потеплению эксперт выделил проект «Медвежий патруль», организованный WWF совместно с Минсельхозом России. «Мы не можем научить белых медведей идти за отступающими льдами, чтобы искать тюленей. Но мы можем сформировать отряды специалистов, которые квалифицированно и безопасно для животных отпугивают их от населенных пунктов, не давая поедать мусор и вступать в конфликты с жителями», — говорит Алексей Кокорин. По его словам, белые медведи часто заходят в поселки на Чукотке и в Ямало-Ненецком автономном округе.
Россия уже давно должна была вводить меры по адаптации к изменению климата, поскольку погода меняется по всей стране, заявил Plus-one.ru заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов. «В том же московском регионе летом становится заметно больше ливней. Часто мы видим, как стоковая канализация не справляется и образуются локальные подтопления», — считает представитель РАН. По его мнению, отсутствие мер по адаптации будет выражаться в увеличении количества опасностей для россиян. При этом Владимир Семенов подчеркнул, что в докладе нет новых научных данных — скорее, он стал обобщением ранее собранных сведений.
В Росгидромете, в свою очередь, подчеркивают, что выпустили доклад для федеральных и региональных органов власти, которые вырабатывают климатическую политику и программы устойчивого развития страны.
Напомним, в 2022 году завершается реализация Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата. Его центральным элементом стал план по созданию карбоновых полигонов в семи регионах страны: Чечне, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской, Калужской и Тюменской областях. Лесные, морские и сельскохозяйственные территории оборудованы техникой для изучения возможностей по поглощению CO2.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Георгий Кожевников
Инфографика
Евгений Рыбкин