Почему из-за санкций в мире наступает угольный Ренессанс

Страны ЕС утвердили восьмой пакет санкций против России. Среди них — запрет на транспортировку российской нефти третьим странам. Параллельно расширенный альянс Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК+), включающий Саудовскую Аравию и Россию, решил сократить квоты на добычу нефти, что приведет к росту цен на топливо. Как санкции меняют отношение государств к повестке устойчивого развития, вместе с Plus-one.ru размышлял замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Вид с воздуха на угольный карьер

Санкции ведут к увеличению выбросов и ускорению изменения климата

То, что Евросоюз вводит запрет на морские перевозки российской нефти означает, что в перспективе одного-двух лет мировые цены на нефть будут достаточно высокими. Это станет еще одним стимулом для ЕС ускорить запланированный энергопереход (повышение доли возобновляемых источников энергии и достижение углеродной нейтральности к 2050 году. — Прим. Plus-one.ru), а со стороны покупателей спровоцирует дополнительный спрос на электромобили. Но насколько такой сценарий приведет к реальному сокращению выбросов парниковых газов, для чего этот энергопереход и нужен — в существующих условиях спорный вопрос. Сегодня Евросоюз значительно наращивает угольную генерацию. Это означает, что часть электромобилей будут ездить на грязной электроэнергии, а их углеродный след с учетом всей цепочки производства, вероятно, будет даже выше, чем у машин с двигателем внутреннего сгорания.

Кроме того, санкции в отношении российской нефтяной отрасли приведут к перераспределению транспортных потоков, что также увеличит выбросы парниковых газов. Если раньше танкер вез нефть из России на переработку на северо-запад Европы и проходил максимум полторы тысячи километров, то теперь доставка осуществляется уже в Китай, Индию — длина маршрута сильно возрастает, а значит, растет и углеродный след. Европейцы также вынуждены увеличивать свое транспортное плечо и доставлять нефть из стран Африки и Ближнего Востока.

Аналогичная ситуация складывается и с газом. При его транспортировке по трубопроводу выбросы метана и транспортные расходы меньше, чем в случае сжиженного природного газа (СПГ), а значит, и углеродный след меньше. Получается, санкций ЕС в отношении поставок российских газа и нефти, а также переход на угольные электростанции ведут к дополнительным выбросам парниковых газов в атмосферу. Не забывайте и про более высокий углеродный след европейских самолетов, вынужденных теперь делать большой крюк, чтобы не пролетать над территорией России на пути из Европы в Азию.

Российские компании потеряли стимулы к устойчивому развитию

Ключевая проблема с устойчивой повесткой в России — не октябрьский пакет санкций, а отсутствие доступа к западным рынкам капитала и потребительским рынкам. Возможности для инвестирования в проекты по снижению углеродного следа были урезаны для российских компаний еще мартовскими санкциями. Раньше у компаний было понимание, что устойчивая повестка необходима для присутствия на мировых рынках, кроме того, был доступ к финансам и технологиям. Сегодня в условиях санкционной войны ни того, ни другого у бизнеса просто нет.

Сейчас «озеленение» экономики и сокращение углеродного следа России происходит вынужденно, потому что часть таких энергоемких отраслей, как металлургия и угледобыча, из-за санкций сокращают объемы производства. Однако важно другое — мировой спрос на эту продукцию никуда не исчез, и поставки из России замещаются поставками из других регионов, где с экологией дело обстоит еще хуже. Например, российские черные металлы замещаются сырьем из Азии, где доля угольной генерации выше, чем у нас, а значит, выше выбросы парниковых газов при производстве тонны стали. Санкции уже привели и еще приведут к ухудшению мировой экологической ситуации.

Почему государства могут позабыть об экологической повестке

Интерес к «зеленой» повестке остывает, так как внимание правительств все больше сосредотачивается на инфляции и улучшении экономического положения. У потребителей, причем и в Европе, и в России, формируется запрос на более дешевые товары — все меньше людей волнует вопрос, какой углеродный след оставляет производство той или иной продукции. При высоких ценах и падении доходов людей в первую очередь волнует их благосостояние.

В сложившейся ситуации я думаю, что те цели, которые обсуждались в рамках Парижского соглашения и на климатических переговорах ООН, почти недостижимы (соглашение направлено на удержание роста средней температуры на планете в пределах 1,5 °С от доиндустриального уровня и переход к модели низкоуглеродного развития. — Прим. Plus-one.ru), так как требуют большой кооперации между развитыми и развивающимися странами, а государства озабочены решением своих проблем здесь и сейчас. Кроме того, бедные густонаселенные страны Азии — Пакистан, Бангладеш, а также страны Африки вероятнее всего сделают ставку на угольные электростанции, как это уже делает Индонезия. СПГ для них очень дорог. На создание стабильной энергосистемы на базе возобновляемых источников (солнечные панели, ветрогенераторы, ГЭС и другие источники. — Прим. Plus-one.ru) требуются большие инвестиции, которых нет, особенно в условиях увеличивающихся кредитных ставок. К тому же, многие правительства опасаются повторить сценарий Шри-Ланки, где высокая зависимость от импорта и отсутствие денег вызвали остановку экономику.

Как результат, в ближайшие пять-десять лет мы увидим расцвет угольного Ренессанса, особенно в бедных государствах. Также скорее всего увеличится потребление древесины, что может привести к существенной вырубке лесов в некоторых странах.

Бенефициарами текущего глобального кризиса, которые точно продолжат стремиться к устойчивому развитию, станут нефтяные страны-экспортеры Ближнего Востока — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар. Но экологическая повестка сильно просядет по всему миру.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Беседовала

Маргарита Фёдорова