До 2026 года температура на планете может превысить отметку в 1,5 °C от доиндустриального уровня. Это приведет к масштабным катастрофам по всему миру, предупреждают ученые Всемирной метеорологической организации. Plus-one.ru поговорил с экспертами о том, как санкции в отношении России и мировой энергетический кризис повлияют на усилия по борьбе с глобальным изменением климата.
В краткосрочной перспективе вооруженный конфликт на Украине грозит откатом в реализации международных климатических целей, считает основатель консалтинговой компании Carbon Lab Михаил Юлкин. «Сейчас расходуется большое количество топлива, на котором работает военная техника. Из-за санкций в отношении нашего государства некоторые страны будут вынуждены „расчехлить“ угольные электростанции, чтобы снизить потребление российского газа», — отметил эксперт Plus-one.ru. В долгосрочной же перспективе украинский кризис ускорит переход мира на возобновляемые источники энергии, считает Михаил Юлкин.
По его словам, для форсирования энергоперехода Европа будет вынуждена наращивать инфраструктуру по транспортировке сжиженного газа, который страны ЕС планируют закупать у США в качестве альтернативы отечественным энергоносителям. «Строительство терминалов по приему газа может стать частью программы по переходу на водород — один из ключевых видов топлива низкоуглеродного будущего», — заявил представитель Carbon Lab.
Ускорить энергопереход Европу подстегивает быстрое удорожание поставок российского газа, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. «Чем дороже традиционный энергоноситель, тем быстрее окупаются проекты по внедрению возобновляемых источников энергии. До февраля 2022 года экологизация энергетики обходилась ЕС крайне дорого, поэтому с ней не спешили. Теперь ее целесообразность резко возросла», — утверждает эксперт.
Мировая климатическая повестка окажется в кризисе, несмотря на ускорившийся энергопереход Европы, убежден глава кафедры экономики природопользования экономфака МГУ Сергей Бобылёв. «А Индия и Китай и вовсе собираются наращивать выбросы парниковых газов до 2030 года. Так что ситуация в ближайшие годы не улучшится. Сохранение климата — глобальный вопрос: отдельные страны не могут обеспечить планете „зеленое будущее“. Нужно налаживать международное сотрудничество, без этого никуда», — заявил ученый Plus-one.ru.
Михаил Аким уверен, что экологизация российской промышленности станет затруднительна из-за санкционных ограничений. «Отсутствие доступа к оборудованию и технологиям — огромная проблема. Некоторые российские „зеленые“ проекты уже сворачиваются. Например, „Камаз“ перешел с производства двигателей стандарта „Евро-5“ на „Евро-2“», — сообщил собеседник Plus-one.ru. Кроме того, он предполагает, что уход многих сервисных и технологических компаний из России может обернуться авариями на предприятиях.
Сергей Бобылёв считает, что для нашей страны важнейшей «климатической» проблемой остается низкая энергоэффективность промышленности и жилого фонда. «Выбросы напрямую связаны с плохой теплоизоляцией зданий — если снизить утечки энергии, то выбросов станет намного меньше. Поэтому задача повышения энергоэффективности остается принципиальной для России, как и все последние 20 лет», — пояснил глава кафедры экономики природопользования МГУ.
На неделе президент РФ Владимир Путин заявил, что лесные пожары подрывают усилия страны по сохранению климата, и назвал этот вопрос принципиально важным как для России, так и для всего мира.
Однако, помимо пожаров, у России есть и другие проблемы, связанные с климатической повесткой. Так, по данным Ассоциации развития возобновляемой энергии (АРВЭ), совокупная мощность солнечных, ветряных и других объектов ВИЭ-генерации не превышает 5,3 ГВт (2,1% в энергосистеме страны).
В октябре 2021 года власти представили стратегию низкоуглеродного развития России — документ по декарбонизации экономики, рассчитанный на период до 2050 года. Его заявленные цели — повышение конкурентоспособности и устойчивый экономический рост в условиях глобального энергоперехода. Согласно стратегии, к середине XXI века выбросы парниковых газов в России должны упасть на 60% от уровня 2019-го и на 80% в сравнении с 1990 годом. Дальнейшая реализация стратегии предполагает достижение углеродной нейтральности к 2060 году.
В мировом масштабе 2022 год должен стать рекордным по приросту возобновляемой энергетики — плюс 320 ГВт, или 8% мощности, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА). По подсчетам специалистов, это эквивалентно объему производства электроэнергии в ЕС за счет сжигания газа. Но зависимость от импорта российских нефти и газа разворачивает европейцев в сторону традиционной энергетики. По сообщениям западных СМИ, к 18 мая Еврокомиссия представит план сокращения закупок энергоресурсов из РФ, реализация которого потребует €195 млрд. Страны намерены инвестировать эти деньги в инфраструктуру для использования углеводородного топлива.
При этом в 2020 году Европа запустила программу EU Green Deal, согласно которой должна достичь углеродной нейтральности к 2050 году. К 2030-му страны обязались сократить выбросы по меньшей мере на 55%, для чего был разработан план «Fit for 55», а к середине столетия — выйти «в ноль». Для привлечения средств в «зеленые» проекты Евросоюз представил свою таксономию. Аналогичный документ, подготовленный специалистами ВЭБ.РФ, чуть позже представили и российские власти.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Авторы
Георгий Кожевников, Александр Титов