Кино без попкорна: как «быстрая мода» уничтожает планету

Фэшн-индустрия вредит Земле немногим меньше, чем добыча нефти и газа. Несмотря на призывы к снижению уровня потребления, «быстрая мода» вряд ли скоро исчезнет. Перед тем как отправиться на шопинг, посмотрите фильмы о воздействии фэшн-индустрии на планету и человека. Может быть, это остановит вас от очередной ненужной покупки.

«100 вещей и ничего лишнего» (100 Dinge)

Германия, 2018 год

На 100 дней отказаться от любых вещей — такое пари заключают лучшие друзья Тони и Пауль на вечеринке по случаю продажи своего приложения. За голосового помощника «Нану», который читает эмоции собеседника и реагирует на них, они вот-вот получат миллионы евро. Спор полностью меняет их жизнь.

Жить без вещей невыносимо, а тут еще друзья знакомятся с красавицей Люси, покорить которую — задача не из легких. Но ставки высоки: кто первым нарушит условия пари, поделится своей долей от продажи приложения.

В итоге Пауль приходит к выводу, что счастливым человека делает шопинг. О том, что он способствует выработке «гормона счастья», говорят и научные исследования. Подсев на шопинг, человек покупает все больше и больше. Для некоторых, как для Люси, это становится зависимостью: она залезает в долги и крадет вещи из магазинов. Но нужно ли человеку столько вещей, или любовь, дружба и семья гораздо важнее, чем очередная пара обуви?

«Разбирая на лоскуты» (Unravel)

Индия, Великобритания, 2012 год

Часто ли мы задумываемся, куда девается выброшенная одежда? Короткометражка «Разбирая на лоскуты» показывает нам ее путь. Корабли, покинувшие берега США, Италии, Франции и других стран, везут в Индию тюки с брюками, свитерами и платьями. Одежду сортируют на гигантской свалке в округе Кутч штата Гуджарат на западе страны. Потом она отправляется на север, в город Панипат, где ее перерабатывают в волокно, а из него делают одеяла.

Улыбчивая индианка по имени Решма уже 15 лет работает на таких фабриках. Девушка никогда не путешествовала, ее заветная мечта — полететь в Соединенные Штаты. Решма хочет увидеть, как живут люди на Западе, ведь она знает о них лишь по одежде. Перед тем как разрезать платья со свалки на лоскуты, Решма примеряет их вместе с другими девушками.

Индианки задаются вопросом: откуда вся эта одежда и почему ее так много? Девушки шутят, что на Западе слишком дорогая вода — одежду там не стирают, а выбрасывают после первой носки. В самом деле, только с 2000-го по 2015 год объемы производства одежды удвоились, а каждую вещь по времени стали носить меньше на 36%, подсчитали в фонде по продвижению циклической экономики Ellen MacArthur Foundation. А по данным «Гринпис», ежегодно в мире выпускают более 100 млрд единиц одежды, а фэшн-индустрия приносит 92 млн тонн отходов.

«Бесполезная» (Wuyong)

КНР, 2007 год

В этом фильме режиссер Цзя Чжанкэ исследует, как устроена швейная промышленность в Китае. На Венецианском кинофестивале-2007 картина получила приз как лучший документальный фильм.

В первой новелле показан рутинный труд на швейных фабриках в Гуандуне. Во второй — дизайнер Ма Ке рассуждает о вреде массового производства вещей и готовит хендмейд-коллекцию для Недели моды в Париже. Китай — мировая фабрика по пошиву одежды, в стране таких, как Ма Ке, называют wuyong (в переводе с китайского — «бесполезный»). В третьей новелле режиссер отправляется в свой родной городок Фэндан в провинции Шаньси, где добывают уголь. Там он беседует с бывшим портным, который отказался от работы по профессии и теперь трудится в шахте.

На долю Китая приходится более 65% глобального рынка текстиля и одежды. Большинство вещей, произведенных на местных фабриках, — ширпотреб. Одних футболок КНР выпускает свыше 2 млрд в год. При этом у китайцев не принято носить старую или б/у одежду — это своего рода клеймо. Поэтому каждый год в стране выбрасывается более 26 млн тонн одежды, лишь 1% из которой поступает на переработку.

«Реальная цена моды» (The True Cost)

США, 2015 год

Фильм-расследование режиссера Эндрю Моргана раскрывает тайны мира моды, ее влияние на людей и планету, рассказывает о тех, кто создает одежду, и тех, кто ее носит. Главный вопрос, который задают создатели фильма, — какова истинная цена стиля? Чтобы ответить на него, они отправляются в бедные районы Гонконга и Дели, где люди за мизерную зарплату шьют одежду.

Мало кто знает, что индустрия моды находится на втором месте по уровню загрязнения планеты, уступая лишь нефтегазовому сектору. «Быстрая мода» приучила нас к тому, что ассортимент в магазинах меняется чуть ли не каждую неделю, а вещи стоят неприлично дешево. Но что за этим стоит? Об изнанке fast fashion в фильме рассуждают экоактивистка Ливия Ферт, экофеминистка Вандана Шива, дизайнер Стелла Маккартни.

«Одежда, которую мы носим» (The clothes we wear)

Германия, 2020 год

Фильм начинается с эксперимента: перед одним из магазинов одежды сети Primark установлен аквариум с рыбками. Проходящим мимо покупателям предлагают вылить в него банку с красителями, которые используются при изготовлении одежды. Люди отказываются, и рыбки остаются живы. Но только не в реках Бангладеш, куда переносят зрителя авторы фильма. В местных водоемах рыба почти исчезла после того, как в стране заработали крупные швейные фабрики. В результате более 4 тыс. рыбаков потеряли работу, а экологическая ситуация резко ухудшилась.

Бангладеш — второй в мире производитель текстиля и одежды после Китая. В апреле 2013-го там обрушилось здание фабрики «Рана Плаза», где шили вещи для крупных брендов, в том числе Benetton. Погибли более 1,1 тыс. человек. После этого фэшн-компании подписали соглашение, чтобы сделать работу на предприятиях безопасной. Но, как выяснили авторы фильма, в стране до сих пор есть фабрики, на которых не следуют новым стандартам: им поступают заказы, когда производства, соблюдающие правила безопасности, не справляются с нагрузкой.

Всему виной «быстрая мода». Сегодня весь цикл — от разработки дизайна до появления вещи на прилавке — занимает в среднем пару недель. Но нужно ли нам столько одежды? Авторы фильма отправляются в гости к немецкой семье, чтобы посчитать, сколько вещей есть в ее доме. У двоих взрослых и троих детей — свыше 200 кг. При этом каждый из домочадцев носит лишь малую часть этой одежды. А ведь каждый немец тратит на одежду около €900 в год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Александра Ходонова