Как продуктовые ритейлеры отказываются от упаковки

Сегодня многие продуктовые сети предлагают покупателям поучаствовать в различных экоинициативах — от приобретения пакета из переработанного пластика до сдачи вторсырья на переработку. Но большинство товаров по-прежнему продается в упаковке, часть которой даже при желании нельзя переработать. Возможно ли массовое распространение формата zero waste («ноль отходов») в ритейле и какие компании экспериментируют с ним, специально для Plus-one.ru разбиралась автор экоподкаста «Один шаг» Юлия Николаева.

Товары на развес

Согласно требованиям Роспотребнадзора, потребитель может купить в свою тару только те продукты, которые можно помыть или подвергнуть термической обработке. Это овощи и фрукты, которые мы привыкли покупать на развес, а также мясо, рыба, замороженные полуфабрикаты.

Остальные товары должны продаваться на развес через специальные дозаторы. Это орехи, сухофрукты и другие сыпучие продукты. Запрещено продавать в собственный контейнер товары из кулинарного отдела — готовые блюда можно взять только в упаковке, пояснили в проекте «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис».

В реальности продуктовые магазины разрешают покупать в свою тару весьма ограниченный ассортимент товаров, следует из опроса Plus-one.ru крупных торговых сетей. В основном это овощи, фрукты, морепродукты, замороженные полуфабрикаты, реже хлеб.

Что можно купить в магазине в свою тару

Большинство опрошенных Plus-one.ru крупных торговых сетей в ближайшем будущем не планируют расширять ассортимент товаров без упаковки. Основные усилия ритейлеров сейчас направлены на то, чтобы сделать упаковку перерабатываемой и более экологичной.

Тем не менее «Ашан» в 2022 году планирует отпускать в свою тару больше товаров — мед, зерновой кофе, муку, оливковое масло, хлопья и мюсли. Одним из стимулов к этому стал рост спроса на развесные товары. В январе 2022 года их продажи выросли почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила коммерческий директор сети гипермаркетов Ася Балабай.

Отдел товаров без упаковки

Многие ритейлеры, среди них — сети супермаркетов «Верный» и магазинов продуктов для здорового питания «ВкусВилл» — развивают отделы товаров без упаковки. В «Верном» устанавливают стеллажи с орехами, сухофруктами, печеньем, конфетами и другими сладостями на развес, а также хлебом и выпечкой.

Первый отдел товаров без упаковки во «ВкусВилле» открылся в 2019 году. Сегодня он есть в 320 торговых точках в 50 городах России. Помимо фруктов и овощей, там продаются орехи, сухофрукты, сладости, масло и замороженные полуфабрикаты. На старте в ассортименте были еще крупы и макароны, но они не пользовались популярностью, говорит менеджер по инновациям «ВкусВилла» Зорина Харькова.

Отдел без упаковки во «ВкусВилл»

В некоторых магазинах «ВкусВилл» также установлены рефил-станции — пункты розлива средств в свою емкость. Так, например, можно купить гели для стирки и мытья посуды, а также жидкое мыло. Рефил-станции бытовой химии BioMio с зимы 2021 года работают и в ряде магазинов «Перекресток».

Фото рефил-станции в магазине «Перекресток»

Многоразовая тара

Многоразовая и оборотная тара (возвращается покупателем в магазин или производителю, а затем используется снова) помогает избавиться от лишней упаковки. Однако с такими емкостями почти никто из российских ритейлеров не работает.

Редкий пример — «Азбука Вкуса». В 2020 году там запустили кампанию Green is the new black по покупке еды и напитков в тару покупателя. Приостановленная в марте 2020 года из-за пандемии акция возобновилась в сентябре 2021 года. За все время товары в свою тару купили 15 тыс. человек, сообщил представитель торговой сети. По его словам, результаты говорят о том, что интерес к таким покупкам растет, но постепенно.

Будущее без упаковки

Небольшой спрос на товары без упаковки тормозит их продажи. Но это объяснимо — нужно время, чтобы у потребителей выработалась привычка ходить в магазин со своими контейнерами, мешочками и сумками. Замкнутый круг может разорвать инициатива самих ритейлеров. Проблему нужно решать: по оценке Российского экологического оператора, каждый год в России образуется 60 млн тонн бытовых отходов, 50% из них — это упаковка.

Перекладывать ответственность на потребителей неправильно — ведь они выбирают из тех товаров, что уже есть в магазине, в том числе ориентируясь на цены, указывает эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Товары, покупаемые на развес в свою тару, должны быть дешевле обычных. Сегодня в цену товара не закладывается стоимость утилизации упаковки, поэтому разница не видна», — добавляет он. По словам Дмитрия, сподвигнуть ритейлеров развивать культуру zero waste может государство, приняв соответствующие законы. К примеру, во Франции с 2022 года запретили одноразовую упаковку для овощей и фруктов. Российское правительство обязало производителей лишь утилизировать свою упаковку с 2023 года.

Однако ритейлеры и производители не готовы так просто расстаться с одноразовыми изделиями. В X5 Retail Group, которая владеет магазинами «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и сервисом доставки продуктов vprok.ru, а также в ассоциации «РусПРО» важность упаковки объясняют гарантией качества и соблюдения санитарных норм. Принято считать, что в условиях пандемии одноразовые изделия безопаснее многоразовых. С этим спорят медики и экоактивисты: более 100 врачей из 18 стран мира совместно с «Гринпис» подписали заявление, в котором говорится, что безопасность использования тех или иных предметов зависит от соблюдения базовых правил гигиены.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Юлия Николаева