24.11.2021

В Москве обсудили эволюцию «зеленой» городской повестки после Глазго

Во вторник, 23 ноября, в Москве стартовали Международные климатические диалоги — главная российская конференция по вопросам устойчивого развития мегаполисов, организованная столичным Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Участники открывающих сессий — лидеры международных организаций, представители правительства Москвы и отечественные эксперты — обсудили состояние «зеленой» городской повестки после саммита ООН в Глазго. Plus-one.ru подводит итоги первых диалогов.

Почему итоги саммита в Глазго касаются городов

26-ая Климатическая конференция ООН, проходившая в шотландском Глазго с 1 по 12 ноября, помогла мировому сообществу достичь важных договоренностей в сфере энергетики, природопользования и сельского хозяйства. На открывающей сессии Международных диалогов главные из них прокомментировал директор консалтинговой компании «Карбонлаб» Михаил Юлкин.

«До сих пор страны избегали темы угля. В этот раз они открыто сформулировали, что эту историю нужно заканчивать. Правда, изначально предложенные ООН формулировки об „избавлении от угля“ заменены Китаем более обтекаемым „уходом от угля“, но в любом случае это топливо должно оказаться вне закона», — подчеркнул Михаил Юлкин. Среди других значимых решений эксперт выделил договоренность по сокращению выбросов метана (документ подписали более 100 государств) и постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания.

Многие из новых договоренностей скажутся даже на жизни тех мегаполисов, которые находятся в странах, не подписавших соответствующие документы. Так, по мнению директора «Карбонлаб», отказ от двигателей внутреннего сгорания наверняка приведет к снижению спроса на нефтепродукты, доходы от налогов с производства которых составляют значительную часть бюджетов многих городов России.

Михаил Юлкин напомнил, что единственным документом, под которым по итогам саммита подписалась Россия, стало соглашение о борьбе с обезлесением. «Если мы посмотрим на проект низкоуглеродного развития нашей страны, то там увеличению поглотительной способности лесов отводится очень большое место. Хорошо, что мы будем двигаться в этом направлении совместными усилиями», — заявил эксперт. Он подчеркнул, что в обновленной методологии ООН далеко не все леса будут подходить для реализации климатических проектов как системы поглощения CO2, «мощности» которых можно продавать. Таковыми станут только восстановленные или выращенные с нуля экосистемы.

Какой путь развития выбирают мегаполисы

«Наш анализ итогов саммита в Глазго дает неоднозначную картину. Достигнутые в Шотландии договоренности свидетельствуют о прогрессе в вопросах предотвращения климатического кризиса, но не разрешают его. Текущие вклады государств позволят сдержать потепление лишь в пределах 2,5°С, а этого недостаточно для предотвращения катастрофы», — заявила руководитель отдела городской дипломатии С40 Эммануэль Пино на открывающей сессии Международных диалогов.

Организация C40 объединяет города с амбициозными климатическими целями: Лондон, Берлин, Париж, Лос-Анджелес, Пекин и другие. На данный момент в нее входит более 97 мегаполисов, включая Москву. «На городском уровне дела обстоят лучше, чем на государственном. Более тысячи городов по всему миру уже утвердили план по удержанию потепления на уровне 1,5°С, а также двойному сокращению выбросов к 2030 году. Это значительно амбициозней, чем стратегии большинства стран», — рассказала Эммануэль Пино. По ее словам, большая часть действий мегаполисов нацелена на предстоящие два-три года, а не на десятилетия вперед, как у государств.

Одним из важнейших направлений городской климатической повестки представитель C40 назвала декарбонизацию всех секторов экономики — энергетики, транспорта, строительства и так далее. В качестве примеров начинаний, которые помогают достичь этих целей, Эммануэль Пино назвала расширение Лондоном зоны с низкими выбросами (ULEZ).

Как планирует «зеленеть» Москва

Москва — крупнейший северный мегаполис мира в составе C40 и U20 (международное объединение мегаполисов Urban20. — Прим. Plus-one.ru), а экономика столицы уже демонстрирует климатически эффективную политику, заявил глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Антон Кульбачевский. Он рассказал, что в этом году столичные власти закончат работу над климатическим планом, который обозначит траектории развития главных отраслей экономики Москвы. Документ содержит весьма амбициозные цели — например, к 2030 году весь общественный транспорт столицы должен стать электрическим. Будет развиваться и зарядная инфраструктура для частных автомобилей — в ближайшие полтора года откроется 600 новых станций (на данный момент их 623).

Чиновник отметил, что российская столица привыкла находиться в центре диалогов о климате и запускает проекты для поддержки экспертных обсуждений. Так, в 2020 году город создал «Климатическую платформу» — социальную сеть для профессионального климатического сообщества. «Это научная площадка, где каждый эксперт может предоставить свои статьи и исследования на обсуждение российского и международного сообщества специалистов», — пояснил Антон Кульбачевский.

«Благодаря модернизации теплоэнергетики к концу прошлого года Москве удалось снизить выбросы CO2 в этом секторе на 23% по сравнению с 2013 годом. И это при существенном росте потребителей», — рассказал глава ДПиООС. Он добавил, что порядка 40% электроэнергии в столице генерируется из вторичных безуглеродных источников и этот показатель будет расти. «Для снижения выбросов столица будет работать с потребителями и повышать энергоэффективность зданий. Эта работа требует просветительских и законодательных мер. Масштабные программы реновации жилья уже идут», — добавил Антон Кульбачевский.

Также Москва готовится пересмотреть инвестиционную политику в пользу поддержки «зеленых» и низкоуглеродных проектов. В этом вопросе столица пока отстает от западных мегаполисов, но первые инструменты ответственного финансирования уже готовы, отметила заместитель руководителя аппарата мэра Москвы Мария Багреева. «У нас создан сектор устойчивого развития на московской бирже, есть первые эмитенты „зеленых“ инструментов, к которым относится и Москва», — заявила Мария Багреева. В этом году столица выпустила «зеленые» облигации на 70 млрд руб. под экологизацию транспорта.

Что могут сделать предприятия для «зеленой» трансформации городов

Московская промышленность выбрасывает 30% от всех парниковых газов города, заявила заведующая кафедрой инженерной экологии МЭИ Ольга Кондратьева. Согласно ее данным, сейчас в городе работают более 7 тыс. объектов, выбрасывающих в воздух газы и загрязняющие вещества. Наибольший эффект оказывает Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне и другие крупные предприятия, которых в столице сейчас 62. «Для этих предприятий и создается законодательство, которое стимулирует модернизацию производства. Для этого они должны начать применять наилучшие доступные технологии», — пояснила эксперт. Наибольший потенциал для улучшения ситуации есть по выбросам оксида азота, диоксида серы и оксида углерода — они попадают в воздух чаще всего.

«Если крупнейшие московские предприятия возьмут на себя обязательства по выполнению международных показателей, то общее снижение выбросов по Москве составит около 15-25%», — заявила представитель МЭИ.

Один из главных эмитентов CO2 в российских городах — это здания, заявил Виктор Грановский, технический директор производителя энергосберегающего оборудования «Данфосс». «Жилой фонд является серьезным пассивным эмитентом, поскольку из-за низкой энергоэффективности провоцирует избыточное сжигание топлива на генерирующих станциях, а значит, и выброс газов», — заявил Виктор Грановский. По его словам, только 5% зданий в стране используют потенциал энергосбережения, заложенный в России на уровне нормативов по строительству нового жилья.

«У нас 90% жилого фонда — это здания второй половины XX века, которые пожирают тепло. При этом мало кто платит за эту энергию по объему потребления, в основном расчет идет по квадратным метрам. В итоге все устраивают дома тропики и открывают форточку», — пояснил Виктор Грановский. Эксперт уверен, что если российские строительные компании начнут повышать энергоэффективность зданий, то выбросы CO2 от жилого фонда упадут на десятки процентов. Этому может способствовать появление платы за углеродные выбросы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников