Как мотивировать правительства и компании остужать планету

В шотландском Глазго прошла Конференция ООН по изменению климата COP26. Главы государств и крупных компаний, ученые и экоактивисты обсудили, как не допустить роста глобального потепления и избежать связанных с ним последствий. Plus-one.ru спросил у представителей компании Unilever, ключевого партнера саммита ООН, и общественного движения «Раздельный сбор», что каждый из нас может сделать для предотвращения мировой катастрофы.

1. Начните с себя

Прежде всего Unilever советует экономить ресурсы — сокращать расход электроэнергии, тепла, бумаги и так далее, ведь при их производстве, транспортировке и утилизации выделяется большое количество парниковых газов. Такие шаги, помноженные на десятилетия, помогут позаботиться о климате:

подключите двухтарифный счетчик электроэнергии — он позволяет оплачивать ее потребление по дневному и ночному тарифу, что приводит к экономии;

сократите потребление горячей воды;

установите бачок унитаза с двумя режимами смыва — полный бак и половина;

покупайте энергосберегающую технику и лампы (светодиодные);

пользуясь посудомоечной машиной, загружайте ее полностью;

откажитесь от сушильной машины, если у вас ее нет, и пользуйтесь ей как можно реже, если она у вас уже есть;

не загромождайте батареи мебелью и не закрывайте их плотными шторами;

накрывайте кастрюли и сковородки крышками при готовке;

используйте систему автоматического включения света;

регулярно мойте окна, чтобы света дома хватало и без ламп;

не оставляйте компьютер и ноутбук надолго включенными или в спящем режиме;

распечатывайте документы с двух сторон листа;

откажитесь от покупки канцелярских товаров из ПВХ — этот материал трудно переработать;

сортируйте мусор и сдавайте его в переработку, а отслужившую технику, лампы и батарейки — на безопасную утилизацию;

избегайте покупок блокнотов, ручек, папок — они служат недолго и быстро превращаются в мусор;

не пользуйтесь одноразовыми вещами, особенно посудой из ПВХ и пластика номер 7 (Other);

покупайте бытовую химию, гигиенические средства и косметику в больших упаковках либо в концентрированном виде, чтобы потреблять меньше пластиковой упаковки;

установите на раковину измельчитель (диспоузер) для утилизации пищевых отходов либо утилизируйте их в блендере и смывайте в унитаз.

2. Станьте активистом

«Отказаться от одноразовых стаканчиков и ходить везде со своей бутылкой — это, конечно, правильно, но многие проблемы так решить нельзя. Нужна активность другого уровня — объединяться, вникать в проблемы», — говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный сбор» Анна Гаркуша.

Любой гражданин может связаться с такими авторитетными организациями, как «РазДельный сбор», WWF, Greenpeace, «ЭКА» и так далее, и узнать, чем он может быть им полезен в борьбе с изменением климата.

3. Пишите посты и письма

Если вы считаете, что компании не учитывают изменения климата — к примеру, генерируют много CO2, метана и других парниковых газов, изложите письменно ваше видение проблемы и ее решения и отправьте почтой на адрес фирмы. А еще лучше — сделайте пост в соцсетях, дав компании дельный совет и отметив ее аккаунт. К примеру, предложите идею, как решать проблему, оставьте отзыв, как улучшить конкретный товар или бренд. Как правило, бизнес учитывает такие обращения и старается меняться, пусть и не молниеносно.

Если же речь идет об администрации президента или министерстве природных ресурсов, то туда лучше отправлять официальные письма, четко изложив суть вопроса и свою инициативу. Помните, чиновники ведут статистику обращений на те или иные темы и при шквале писем могут даже созвать специальную комиссию для разбора проблемы.

В пользе таких методов уверены и в «Раздельном сборе», и в компании Unilever.

4. Собирайте круглые столы

Unilever предлагает на деловые мероприятия звать представителей компаний и экологических экспертов, чтобы вместе обсуждать конкретные проблемы.

5. Поддерживайте петиции экологов и экоактивистов

Простой способ привлечь внимание к проблеме — создать петицию на платформе Change.org. Однако Анна Гаркуша обращает внимание на то, что частные лица создают множество разных петиций, они набирают в среднем 500 голосов, а затем «глохнут». Поэтому лучше поддерживать те инициативы, которые размещают на площадке профильные общественные организации.

Создать петицию на платформе «Российская общественная инициатива» (РОИ) сложнее, но и это возможно. По закону, если такая петиция носит общефедеральный характер и набирает 100 тыс. голосов, она передается на рассмотрение экспертам при правительстве России. А те или дают рекомендации чиновникам по ее реализации, или отклоняют инициативу. Однако такая петиция все равно поможет привлечь внимание к проблеме.

Поэтому подписывайте и шерьте!

6. Участвуйте в рабочих группах

Став активистом заметного экологического движения (их список приводим ниже), можно выступать с конкретными предложениями на заседаниях рабочих групп при региональных ведомствах и муниципалитетах. А заодно — познакомиться с представителями крупных промышленных компаний и наладить с ними коммуникацию по климатическим проектам.

7. Поддерживайте экологические организации

Впрочем, становиться активистом вовсе не обязательно. Если времени и сил участвовать в акциях нет, достаточно регулярно распространять сообщения экологических НКО в соцсетях и жертвовать на их деятельность даже небольшие суммы.

Список организаций, занимающихся климатическими проблемами:

WWF — консультирует власти и следит за сохранением ценных лесов, поглощающих выбросы CO2, а также редких животных и растений, которые вымирают из-за изменения климата;

Greenpeace — через соцсети и СМИ продвигает отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии, не выбрасывающие парниковые газы, один из просветительских проектов — сериал о климате «РРРЕАКЦИЯ»;

Русклиматфонд — занимается восстановлением лесов, а также экопросвещением, в том числе предпринимателей;

«ЭКА» — участники «зеленого» движения высаживают деревья, выпускают для школьников экологические уроки, в том числе об изменении климата, координируют работу Ассоциации зеленых вузов России;

«РазДельный сбор» — продвигает раздельный сбор и переработку отходов как один из способов сокращения выбросов, выступает против строительства мусоросжигательных заводов. Каждый год российские свалки могут выбрасывать 1,5 млн тонн метана и 21,5 млн тонн углекислого газа. Кроме того, мусоросжигательные заводы выбрасывают больше CO2, чем угольные электростанции, говорят в «РазДельном сборе». Поэтому следует сокращать количество собственного мусора и налаживать его переработку.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец