14.10.2021
Партнерский материал
Экология
Переработка отходов

Как бизнес решает мусорную проблему в России

Анастасия Иванова, руководитель отдела бизнес-коммуникаций и устойчивого развития субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия «БАТ», — о пластике на Байкале и глобальном переходе к «зеленой» экономике.

По данным Счетной палаты, в 2020 году россияне отправили на свалки около 70 млн т твердых коммунальных отходов. Более половины — это пластик. Количество мусора в России ежегодно растет на 1–2%, и именно из-за одноразовой тары и упаковки: «Гринпис» в докладе «Экономика разомкнутого цикла» называет увеличение ее объемов одной из главных причин возможного мусорного кризиса в России. По прогнозу «зеленых», если текущая динамика сохранится, в 2024 году в стране закончится место на свалках.

Для сектора FMCG (fast-moving consumer goods, в переводе с англ. — «товары повседневного потребления»), который производит большое количество пластиковой упаковки, ситуация должна стать сигналом к действию. В частности, «БАТ» уже снизила количество пластика в упаковке систем нагревания табака glo. Это часть глобальной стратегии компании под названием A Better Tomorrow («Лучшее будущее»). Цель стратегии — снизить негативное воздействие бизнеса на экологию и здоровье потребителей.

По данным НИУ ВШЭ, в России перерабатывается только 12% пластика, то есть около 4,5 млн т в год. К этим 12% относятся отходы фабрики «БАТ» в Санкт-Петербурге, которые перерабатываются на 100%. К 2025 году компания планирует сделать пластиковую упаковку своих продуктов полностью пригодной для повторного использования, компостирования или переработки.

Важно говорить о мусорной проблеме, привлекать к ней внимание общества. С этой целью «БАТ» проводит экоакции — например, в сентябре компания совместно с Иркутской экологической организацией «Мой Байкал» устроила на Байкале сбор мусора.

Экоакция по сбору мусора

За три часа на острове Ольхон было собрано 3 т отходов (металла, пластика и стекла). Одной уборки недостаточно, чтобы очистить остров: каждое лето Байкал посещают свыше 150 тыс. человек — большой туристический поток создает высокую нагрузку на экосистему. Кроме того, на Ольхоне нет инфраструктуры для утилизации и переработки отходов. Весь мусор после сортировки отвезли на переработку на материк.

«БАТ» показывает, что мусорную проблему можно решать на разных уровнях: и проводя экологические акции, и на производстве. По данным онлайн-издания Visual Capitalist, в мире растет доля инвесторов, которые вкладываются в компании, чья бизнес-этика отвечает принципам ESG (Environment, Social, Governance — окружающая среда, качество корпоративного управления, социальный эффект. — Прим. Plus-one.ru). В 2019 году количество таких инвесторов в глобальном масштабе составило 49%. Среди миллениалов, или поколения Y, наиболее обеспокоенного социальными и экологическими проблемами, доля инвесторов, выбирающих ESG-компании, выше — 70%. Согласно исследованию консалтинговой компании Edelman Trust Barometer, посвященному доверию к брендам, 64% населения ожидает, что крупные компании будут решать социальные проблемы.

Тренд глобальный, и в России тоже велик спрос на ESG-трансформацию. Например, треть отечественных банков уже внедрили ESG—оценку компаний и еще у 20% это в планах. Возможно, скоро корпоративных заемщиков начнут тестировать на соблюдение принципов ESG.

ESG-стратегия «БАТ» составлялась на основе восьми целей устойчивого развития ООН, в числе которых ответственное производство и борьба с изменением климата. К 2030 году «БАТ» планирует полностью перейти на возобновляемую электроэнергию и добиться углеродной нейтральности. Первые результаты уже есть: в 2020 году компания сократила выбросы CO2 более чем на 30%.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.