Смогут ли в России оцифровать весь мусор в 2022 году

Российский экологический оператор (РЭО), курирующий мусорную реформу, создает единую информационную систему наблюдения за транспортировкой мусора. С помощью датчиков ГЛОНАСС, установленных на мусоровозах, весов на полигонах, перерабатывающих предприятиях и мусоросжигательных заводах он рассчитывает контролировать доставку отходов на легальные свалки. РЭО обещает, что все 18 тыс. грузовиков, которые перевозят мусор, подключат к системе в 2022 году. Эксперты, опрошенные Plus-one.ru, в таких перспективах сомневаются.

Что хотят сделать власти

20 июля руководители Российского экологического оператора провели в Москве пресс-конференцию, на которой рассказали о создании электронной системы наблюдения за движением отходов. Замгендиректора организации по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Алексей Макрушин заявил, что по закону сегодня все мусоровозы должны быть оснащены датчиками ГЛОНАСС, а все объекты обращения с отходами — весами, поэтому для отслеживания мусора «все технические возможности есть».

Но в стране много несанкционированных свалок. По словам Алексея Макрушина, большинство из них создают подрядчики региональных операторов — индивидуальные предприниматели и небольшие компании, вывозящие мусор юрлиц, жителей частных и многоквартирных домов. Для этого используют 18 тыс. мусоровозов.

Впрочем, за две минуты до этого заявления представитель РЭО сказал, что цифры об отходах уточняются постоянно и определенно о них можно будет говорить, когда весы появятся на всех объектах обращения с отходами. Чего Алексей Макрушин ожидает только «в ближайшие годы».

Пока что данные об объеме мусора в нашей стране собирают только региональные операторы — РЭО же намерен создать федеральную систему учета твердых коммунальных отходов (ТКО).

Замгендиректора РЭО по цифровизации Алексей Буров уточнил, что и система уже есть. Она содержит информацию об объектах инфраструктуры обращения с отходами и маршрутах их транспортировки. Оператор мусорной реформы планирует дополнить систему данными с датчиков на мусоровозах и точек весового контроля на полигонах.

«Еще есть дополнительные технологии, которые мы сейчас прорабатываем, — датчики на ось, раму (мусоровоза. — Прим. Plus-one.ru), топливные датчики и датчики на мусорные баки. Сейчас РЭО проводит пилот в Москве — мы смотрим, как заполняются баки, забирают ли мусоровозы полные контейнеры или нет. В случае эффективности работы таких датчиков будем рекомендовать внедрять и их тоже», — сказал Алексей Буров.

На вопрос, повысятся ли из-за таких дополнительных устройств тарифы на вывоз мусора для граждан, Алексей Буров ответил, что решение будет приниматься после анализа расходов на запуск устройств. Единые стандарты для сбора информации с датчиков на грузовиках создадут в этом году. Подключить к системе все мусоровозы страны планируется в 2022 году, сказал представитель РЭО.

РЭО обсудил практику вывоза мусора на нелегальные свалки с участниками рынка и правоохранительными органами и пришел к выводу: если мусоровоз сойдет с маршрута ради выгрузки мусора там, где это делать не положено, автомобиль могут отправить на штрафстоянку на «несколько дней или недель». Если же нарушение повторится, РЭО предлагает конфисковать транспорт. Водители мусоровозов перед выездом в рейс будут обязаны внести в информационную систему данные о том, куда и какие отходы они повезут. Если они этого не сделают, дорожно-патрульная служба (ДПС) сможет начать проверку.

«Это разрушит выстроенный бизнес по вывозу отходов на нелегальные свалки», — считает Алексей Макрушин.

Получится ли так быстро оцифровать мусор

Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов в беседе с Plus-one.ru назвал инициативу «очень разумной» и предложил использовать опыт Сахалинской области по контролю за несанкционированными свалками с помощью дронов. Однако эксперт сомневается, что все 18 тыс. мусоровозов успеют оборудовать датчиками в 2022 году, так как это дорогостоящая и бюрократически зарегулированная процедура. Главной же мусорной проблемой остается закрытие полигонов, а не контроль за транспортировкой ТКО, считает эксперт. На свалках должны захоранивать максимум 10% отходов, а все остальное перерабатывать и при необходимости сжигать, как это происходит в Японии, Швеции, Германии и США, говорит Георгий Сафонов. РЭО же ставит целью захоронение до 50% ТКО к 2030 году.

Руководитель по региональному развитию движения «ЭКА» Дмитрий Фёдоров считает инициативу РЭО о создании системы контроля отходов логичной, но тоже отмечает, что сегодня далеко не все мусоровозы оснащены датчиками. Кроме того, не везде хватает легальных полигонов.

«Например, в Махачкале — городе с огромным числом жителей, объектов ритейла и промышленных предприятий — вывозят мусор на несанкционированные свалки. Что там будут мониторить? Весового контроля там нет, датчики GPS и ГЛОНАСС на технике не установлены», — сказал он.

Проблемы с наличием полигонов и перерабатывающих предприятий, отвечающих всем требованиям закона, есть минимум у десятка российских регионов, добавляет Дмитрий Фёдоров. Построить эти объекты, а также оборудовать все мусоровозы датчиками крайне сложно.

«Поэтому заявление, что система будет эффективно работать на всей территории России в 2022 году, — громкое, но пока еще весьма спорное», — резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец