Представители научного сообщества обратятся к Владимиру Путину с просьбой не допустить строительства горнолыжного курорта на территории выделенного из состава Кавказского заповедника Лагонакского биосферного полигона. Ранее электронная петиция с аналогичными просьбами в адрес минприроды и Росприроднадзора набрала 43 тыс. подписей. Plus‑one.ru рассказывает, почему экологи уверены в незаконности строительства.
Как стало известно Plus‑one.ru, группа российских экологов в составе председателя Международного социально-экологического союза Святослава Забелина, создателя центра «Дронт» Асхата Каюмова, руководителя экологического клуба «Улукиткан» Натальи Калининой и десятков других экспертов ведет сбор подписей под открытым письмом президенту России с просьбой не допустить создания горнолыжного комплекса на плато Лаго-Наки. Его возведение стало возможным благодаря распоряжению правительства РФ (№ 561-р) от 6 марта. Согласно директиве, из Кавказского заповедника выделено 17,2 тыс. га, включая Лагонакское нагорье и Фишт-Оштеновский массив. Он состоит из гор Фишт, Оштен и Пшеха-Су.
Преобразовав часть заповедной территории в биосферный полигон, власти понизили ее природоохранный статус, объяснив изменения необходимостью «развивать экологический туризм и эколого-просветительскую деятельность». В марте 2020 года глава Адыгеи Мурат Кумпилов заявлял, что «без создания горнолыжного курорта на части территории плато Лаго-Наки не получится в полной мере реализовать туристический и экономический потенциал региона». По его словам, Адыгея вела работу по созданию полигона совместно с минприроды России и искала инвесторов при поддержке минэкономразвития. Инвестиции оценивались в 23 млрд руб.
Ранее на официальном сайте министерства экономики и торговли Адыгеи была размещена проектная документация круглогодичного курорта Лаго-Наки, согласно которой предполагается возведение кластера на высоте от 1,6 до 2,8 тыс. м. Планировалось оборудовать горнолыжные трассы и бугельно-буксировочные канатные дороги для одновременного катания 20 тыс. человек, возвести сеть гостиничных комплексов на 5,5 тыс. мест. Однако 18 марта — уже после распоряжения правительства — документ был удален с сайта.
Авторы открытого письма указывают, что решение о выделении биосферного полигона Лаго-Наки не проходило ни экологической экспертизы, ни общественного обсуждения — вопреки поручению президента от 15 октября 2016 года. Напомним, что в 2016-м Владимир Путин поручил правительству определить порядок и критерии принятия решений о создании биосферных полигонов в заповедниках, предусмотрев проведение государственной экологической экспертизы проектов таких решений и их широкое общественное обсуждение.
Правительство выделило биосферный полигон из-за высокой коммерческой привлекательности использования этой территории, уверен руководитель программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Михаил Крейндлин. «Президент поручил правительству сначала установить порядок выделения биосферных полигонов, а потом уже — после экологической экспертизы и обсуждений — их выделять. Поэтому справедливо говорить, что слова президента проигнорированы», — сообщил он Plus‑one.ru.
С точки зрения Greenpeace, основная опасность решения о выделении биосферного полигона Лагонакское нагорье заключается в том, что чиновники присоединили к нему Фишт-Оштеновский массив, никогда не входивший в его состав. «Вершины массива являются одними из самых ценных природных территорий Кавказского заповедника, а теперь их можно будет передавать в аренду под коммерческую застройку. Мы считаем это совершенно недопустимым», — заявил эксперт.
В открытом письме экологи также обратили внимание на невыполнение правительством еще одного поручения Владимира Путина от 31 января 2014 года. Тогда президент обратился к Белому дому с просьбой представить в Госдуму законопроект, предусматривающий полный запрет на изъятие земельных и лесных участков государственных природных заповедников и национальных парков. «Согласно содержанию этого законопроекта, просим приостановить действия по изменению охранно-правового статуса части территории Кавказского заповедника, включенной в биосферный полигон», — сказано в открытом письме экологов к президенту.
Михаил Крейндлин отметил, что распоряжение президента от 2014 года выполнено частично. «Формально этот законопроект принят: это закон 321-ФЗ от 3 августа 2018 года. Он запрещает изъятие заповедных земель из федеральной собственности, но случай с выделением биосферных полигонов не является изъятием земель, потому что они остаются в границах заповедника, просто у них режим меняется», — пояснил представитель Greenpeace. Он добавил, что оптимальным развитием ситуации будет сценарий, при котором Лагонакский полигон будет выделен в своих изначальных границах (без Фишт-Оштенского массива), а затем в закон об ООПТ будет внесена норма, исключающая изменения режима земель заповедников.
Согласно статье 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», биосферные полигоны с начала 2000-х рассматривались как пилотные зоны для апробирования методов рационального природопользования. К ним применялся менее строгий режим охраны, чем к заповедникам. Было разрешено, например, их рекреационное использование, однако капитальное строительство на полигонах долгое время не допускалось.
В 2012 году правительство разрешило заниматься «развитием познавательного туризма, физической культуры и спорта» на их территории, для чего «допустило размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры». До 2016 года полигоны можно было создавать только путем присоединения новых земель к особо охраняемым природным территориям (ООПТ).
Однако в 2016 году Госдума разрешила формировать полигоны внутри действующих границ заповедных территорий. Greenpeace и WWF неоднократно заявляли, что этот закон связан с планами по расширению горнолыжных курортов Красной Поляны — не только на территории Сочинского нацпарка, но и в Кавказском заповеднике. До марта 2021 года в России не было создано ни одного нового биосферного полигона на природоохранной территории. Выделение Лагонакского нагорья стало первым подобным случаем.
В середине марта на сайте Change.org появилась петиция против строительства курорта в Лаго-Наки. Она адресована министерству природных ресурсов и экологии России, Росприроднадзору, комитету по природным ресурсам Госдумы и премьер-министру Михаилу Мишустину. На момент выхода текста обращение подписали почти 43 тыс. человек.
Авторы петиции напоминают, что плато Лаго-Наки и прилегающий к нему Фишт-Оштеновский массив относятся к объектам Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Представители организации не раз заявляли о недопустимости коммерциализации заповедных территорий, а также выступали против строительства на Лаго-Наки. После распоряжения правительства от 8 марта объект «Западный Кавказ», в который входят плато и Фишт-Оштеновский массив, может быть переведен в список всемирного наследия под угрозой.
В 2020 году WWF России и Greenpeace России обращались к «зеленому» вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой к правительству отказаться от планов по созданию полигона на плато Лаго-Наки.
Богатство флоры Лагонакского нагорья делает его ценнейшим участком Западного Кавказа. Здесь растет более 800 видов сосудистых растений (84% высокогорной флоры всей ООПТ), из них около 25% — эндемики. Здесь обитает около 200 видов птиц, в том числе 19 краснокнижных, среди них — черный гриф, белоголовый сип, бородач, сапсан, кавказский улар, кавказский тетерев. На плато сохранилась изолированная группировка кавказской серны, занесенная в Красную книгу Кубани и Адыгеи.
«Сейчас в горах Адыгеи есть участок всемирного природного наследия. А после освоения его не будет, вот и все. Вместо него будет не наследие, а высокогорный курорт. А нагорье не за курорт объявляли участком всемирного наследия, понимаете? На этом месте надо охранять природу, а не развлекать одновременно 20 тысяч человек», — заявил корреспонденту Plus‑one.ru эколог Святослав Забелин, подписавший открытое письмо.
По данным WWF России, плато имеет не только важное природоохранное значение, но и обеспечивает водой Апшеронский район Краснодарского края и Майкопский район Адыгеи. Строительство может вызвать дефицит водных ресурсов.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников