В Бурятии возбудили уголовное дело в отношении инспектора, задержавшего пятерых браконьеров и пострадавшего от наезда их автомобиля. Постановление вынес Мухоршибирский отдел регионального управления Следственного комитета России (СКР). История получила широкую огласку — в нее вмешались полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, Greenpeace и WWF. Plus-one.ru сообщает подробности.
Утром 6 марта семья инспектора Байкальского заповедника Сергея Красикова получила уведомление об уголовном расследовании в отношении их старшего сына — тоже Сергея. В письме говорилось, что 17 февраля против него возбудили дело за превышение должностных полномочий 4 октября 2020 года при задержании пятерых браконьеров. В поимке преступников участвовали Сергей Красиков-младший вместе с братом Александром и отцом.
«Сергей Красиков, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, нанес имеющимся при нем огнестрельным оружием ТОЗ-34ЕР не менее трех ударов по голове и грудной клетке (нарушителю), причинив ему тем самым рану на волосистой части головы, сквозную рану на нижней губе слева и закрытый перелом 9-го ребра слева», — сказано в постановлении бурятских следователей.
Директор Байкальского заповедника Василий Сутула сообщил о случившемся журналистам ТАСС. Они проверили информацию у представителей СКР — те подтвердили, что инспектору грозит от 3 до 10 лет тюрьмы.
Согласно заявлению Минприроды, 4 октября 2020 года инспекторы Байкальского заповедника обнаружили на территории заказника «Алтачейский» группу браконьеров. Те вели незаконную охоту методом «лучения» — ослепления животного ярким светом. При задержании инспекторы представились и потребовали от нарушителей выйти из уазика. Но те не выполнили требование и попытались скрыться, направив машину в Сергея Красикова-младшего. Инспектор успел выстрелить в радиатор и отпрыгнуть.
«Я в этот момент уже подъезжал, а Саша (второй сын Красикова. — Прим. Plus-one.ru) подбежал к Сереже, приподнял его. Сергей сказал, что болит рука, — потом выяснилось, что это перелом, — рассказал журналистам отец семейства. — Но надо было бежать за нарушителями. Пока бежали, увидели, что они отворачивают в сторону, выключив фары, — увидели меня. Сергей заметил, что из УАЗа на ходу выпрыгивают три человека. Позже мы задержали их и нашли добычу — двух косуль». По его словам, при задержании инспекторы почувствовали, что нарушители пьяны. Прибывших на место происшествия полицейских попросили освидетельствовать задержанных, но этого не было сделано.
Ущерб заказнику оценен в 80 тыс. руб. По данным Минприроды, по факту незаконной добычи животных возбуждено уголовное дело. «Но в межрайонном следственном комитете и в районной прокуратуре Байкальскому заповеднику было отказано в возбуждении дела по факту применения насилия в отношении госинспектора», — уточнили в надзорном ведомстве. Как пояснили Красиковы, один из браконьеров пожаловался на насилие со стороны инспектора, хотя, по мнению сотрудников заповедника, он получил травмы, выпрыгивая из автомобиля. Сергей Красиков-старший полагает, что нарушители пытаются избежать наказания, используя свои связи в силовых структурах.
По данным ТАСС, 9 марта полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев поручил властям Бурятии и Минприроды взять ситуацию под свой контроль. Представители аппарата федерального чиновника обещали следить за развитием ситуации. «Совершенно недопустимо варварское отношение к природе. Нахождение неустановленных лиц на территории заповедника с оружием — уже правонарушение. Во всей этой ситуации необходимо тщательнейшим образом и в кратчайшие сроки разобраться», — цитирует Юрия Трутнева его пресс-служба.
В защиту Сергея Красикова также выступило российское отделение Greenpeace. Природозащитники попросили прокурора Бурятии Галину Ковалеву привлечь браконьеров к ответственности. В организации подчеркивают, что Сергей Красиков — один из лучших инспекторов в заповедной системе России, а применение насилия к представителям его профессии — тяжелое преступление. «Отказ в преследовании браконьеров, совершивших наезд на Красикова, а также возбуждение уголовного дела против самого инспектора может говорить о том, что у браконьеров есть покровители», — заявил руководитель программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Михаил Крейндлин.
Публичные письма в защиту Сергея Красикова стали размещать в соцсетях журналисты и защитники природы. «Больно от того, что под каток прогнивших структур опять попадают те, кто в здоровом государстве были бы объявлены героями. Сейчас важно, чтобы о беззаконии узнало как можно больше людей», — пишет в фейсбуке известный фотограф-натуралист Игорь Шпиленок.
На фоне широкого общественного резонанса Следственное управление СКР по Бурятии 9 марта выпустило пресс-релиз о том, что его сотрудники закончили расследование в отношении браконьеров. «На данный момент завершено ознакомление обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела. Сейчас следователем разрешаются ходатайства, заявленные стороной защиты, и составляется обвинительное заключение, после чего уголовное дело подлежит направлению прокурору и затем — в суд», — сказано в сообщении.
Следователи сообщили, что возбудили ответное уголовное дело против Сергея Красикова-младшего на основании показаний браконьеров. Те утверждали, что инспектор выскочил из зарослей в двух метрах перед машиной и без предупреждения выстрелил из ружья в их сторону, а при задержании нанес прикладом удар по телу одного из нарушителей, сломав ему ребро. Затем инспектор якобы выстрелил в сторону другого мужчины — пуля попала в ботинок.
В интернете распространяются ложные сведения об «особом статусе обвиняемых охотников», добавили бурятские следователи. По их данным, водитель уазика работает слесарем в ЖКХ, еще один браконьер — водитель в службе инкассации банка, остальные — безработные.
Официальная статистика по незаконной охоте не отражает реального положения вещей, неоднократно заявляли эксперты. Согласно мониторингу Минприроды, за 2019 год в России без разрешения было убито 4,5 тыс. животных. Среди них больше всего лосей (1 194 особи), косуль (883) и кабанов (273).
По сравнению с 2018-м количество нарушений снизилось: тогда браконьеры убили 5,7 тыс. животных, в том числе 3 тыс. копытных и 1,4 тыс. пушных особей. В то же время, согласно государственному охотхозяйственному реестру, в сезоне 2018-2019 годов легально было добыто минимум 1,43 млн животных. Таким образом, если сопоставить информацию о законно отстрелянной дичи с данными о браконьерстве, то доля нелегально убитых зверей и птиц составит около 0,3%.
В начале февраля Plus-one.ru опросил 15 специалистов охотничьих организаций и департаментов природных ресурсов из девяти регионов России. Так мы выяснили, что в нашей стране незаконно добывают от 10 до 50% всех животных — от 143 до 715 тыс. особей.
Власть имущие со связями часто считают необязательным соблюдать законодательство в сфере охраны природы, считает научный руководитель программы по сохранению биоразнообразия WWF Владимир Кревер. «Таких примеров по России масса. И охотятся не только на косуль, но и на краснокнижных животных. Помните, как на Алтае упал вертолет (случай произошел в 2009 году, на борту находились незаконно добытые бараны, занесенные в Красную книгу. — Прим. Plus-one.ru) с высокопоставленными чиновниками? Иначе как полным пренебрежением законами страны, в которой ты живешь, это не назовешь», — заявил Plus‑one.ru специалист WWF.
Владимир Кревер добавил, что пока не будет широкого осуждения браконьерства, как со стороны официальных представителей, так и со стороны общества, ситуация не изменится. «Многие будут считать, что им все можно. В крайнем случае заплатят штраф. Но деньги для них не главное — они боятся потерять свои должности и посты», — считает эксперт.
Состоятельными браконьерами движет обычная жадность, уверен председатель Военно-охотничьего общества (ВОО) по Приволжскому округу Роман Пичугин. «Люди покупают дорогие карабины, а зверь, по их мнению, стоит копейки. Это чисто российское желание халявы. Но разрешение на добычу косули и так стоит около 1,5 тысяч рублей! Чаще всего браконьерство происходит как раз на государственной земле, где ты как бы ни у кого не воруешь. Другое дело — богатое частное хозяйство, собственники которого могут не только сдать тебя полиции, но и жизнь потом испортить так, что и карьера сломается, и здоровье», — поделился нюансами охоты с Plus-one.ru Роман Пичугин.
По его мнению, ситуация может улучшиться благодаря повышению статуса государственного инспектора и сотрудников охотхозяйств. «Если первых еще более-менее уважают, то егеря общественных организаций вообще лишены полномочий — не могут применять оружие, задерживать нарушителей самостоятельно. Если к ним начнут относиться, скажем, как к сотрудникам Росгвардии, перед которыми браконьеры становятся „шелковыми“, то ситуация резко изменится», — подытожил эксперт.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников