Мода на выброс

Для сокращения выбросов CO2 к 2030 году до уровня 1,5°C, предусмотренного Парижским соглашением, индустрия моды должна встать на путь «ускоренного сокращения выбросов» (термин «accelerated abatement» применяется впервые), говорится в отчете «Мода о климате» (Fashion on Climate), подготовленном организаторами форума по внедрению экоустойчивости Global Fashion Agenda и консалтинговой компанией McKinsey & Company. Доклад объясняет, какой ценой и какими конкретными действиями к этому должны прийти производители. Plus-one.ru попросил основателя проекта CircularFashion.Ru, преподавателя и ведущего российского исследователя циклической моды Ольгу Джонстон-Антонову рассказать о главных выводах отчета.

«Настало время немедленных действий», — заявила Ева Крузе, CEO и основатель Global Fashion Agenda, соавтор отчета, на онлайн-конференции с журналистами 26 августа 2020 года. «Пандемия показала, насколько мы связаны друг с другом и как мы при этом способны меняться. Настоящие перемены в сфере моды зависят от нашей способности работать вместе. Это непростая задача, ведь у каждой компании ограниченные ресурсы. Поэтому я особенно горжусь тем, что совместно с нашим стратегическим партнером McKinsey & Company мы выпустили отчет „Мода о Климате“, который поможет лидерам отрасли понять, на чем сосредоточить свои усилия и как при этом получить наибольшую отдачу от своих инвестиций», — сказала Крузе.

Сегодня на долю швейной и обувной промышленности приходится около 2,1 млрд тонн выбросов CO2. Это составляет 4% от их общего объема в мире. Примерно такое же количество углекислого газа каждый год производят экономики Франции, Германии и Великобритании вместе взятые.

Если в течение следующего десятилетия индустрия моды не изменится, то к 2030 году объем выбросов CO2 в отрасли, скорее всего, вырастет до 2,7 млрд тонн ежегодно (плюс 2,7% в год). Это более чем вдвое превышает максимально допустимый объем, необходимый для удержания роста мировой температуры на уровне 1,5°C, как требует Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC).

«Мир изменился — потребители ищут более экологичные компании и бренды. Чтобы модная индустрия смогла достичь поставленной амбициозной цели — соответствия сценарию 1,5°C — в ближайшие десять лет, нужны смелые действия. И хорошая новость для индустрии заключается в том, что многие из этих действий выгодны с экономической точки зрения», — считает Карл-Хендрик Магнус, старший партнер McKinsey. Для этого необходимо сократить ежегодные выбросы примерно до 1,1 млрд тонн. Это почти половина сегодняшнего объема.

Движущей силой по переходу к «ускоренному сокращению выбросов» станут бренды и предприятия розничной торговли и их партнеры.

Вот что им предстоит сделать:

1

Сокращение выбросов на уровне upstream, то есть декарбонизация производства, процессов добычи, обработки и подготовки материалов, уменьшение объемов отходов производства. На этом уровне можно обеспечить 61% «ускоренного сокращения выбросов». Важную роль играют повышение энергоэффективности и переход к возобновляемым источникам энергии, которые обладают потенциалом сокращения выбросов на 1 млрд тонн.

2

Сокращение выбросов от операционной деятельности брендов. Это подразумевает экологизацию набора используемых материалов, в том числе повышение доли переработанных, применение «чистого» транспорта, использование экологичных материалов для упаковки, снижение выбросов углекислого газа в розничной торговле, минимизацию возвратов и сокращение перепроизводства (сейчас только 60% швейных изделий продается без скидок). Принятие этих мер позволит сократить выбросы СО2 на 308 млн тонн к 2030 году.

3

Поощрение устойчивого потребления. Это означает изменения в поведении потребителей, их более осознанный подход к покупке одежды, внедрение и популяризацию аренды, ресейла (перепродажи), ремонта и апсайклинга одежды, а также увеличение объемов сбора и переработки для сокращения числа полигонов для захоронения отходов. Эти усилия приведут к сокращению выбросов на 347 млн тонн к 2030 году.

Методология отчета

Отчет основан на анализе всей производственно-сбытовой цепочки модной индустрии без учета «вторичных» активностей, таких как показы мод и выбросы от деятельности бэк-офисов компаний. Произведенные расчеты основаны на годовом объеме произведенных, использованных и выброшенных изделий, а не на анализе жизненного цикла изделия.

Экономика снижения выбросов

В докладе дается количественный анализ экономики ускоренного сокращения выбросов. Необходимые инвестиции и получаемая в результате экономия сравниваются на основе так называемой кривой затрат индустрии моды по сокращению выбросов CO2. Аналогичный показатель широко используется в других отраслях.

Благодаря этому мы узнаем, что:

1

Примерно 55% действий, необходимых для ускоренного снижения выбросов, обеспечат чистое сокращение расходов (net cost savings) в масштабах всей отрасли. Остальные меры потребуют стимулов: запроса потребителей или законодательного регулирования.

2

Около 60% мер ускоренного сокращения выбросов потребуют значительных первоначальных капиталовложений со стороны брендов одежды и ритейла, чтобы поддержать участников производственно-сбытовых цепочек.

3

Около 90% мер по ускоренной борьбе с выбросами могут быть реализованы по стоимости ниже $50 за тонну CO2. В марте 2020-го, до начала пандемии, цена тонны CO2 в Европейской схеме торговли выбросами (EU ETS) составляла €25. После 25 марта цена упала до €15. Напомним, чтобы удержать повышение средней температуры в пределах 2°C при сохранении экономического роста, Комиссия высокого уровня по ценам на углерод, возглавляемая экономистами Николасом Стерном и Джозефом Стиглицем, рекомендует в 2020 году довести цены до уровня $40–80 за тонну CO2, а к 2030-му — до $50–100.

В отчете каждый из игроков модной экосистемы — от бренда до инвестора, законодателя и потребителя — найдет конкретные рекомендации для себя и своей организации, которые потребуется воплотить для сдерживания роста температуры в пределах 1,5°C.

«Игроки индустрии должны представить себе мир с небольшими гардеробами, в которых находятся вещи более длительного срока носки, более высокой ценности, с процветающими сервисами по ресейлу и аренде одежды, а также c широким доступом к услугам по ремонту изделий», — говорится в отчете.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Автор

Ольга Джонстон-Антонова