10 фактов об эмпатии

Научному понятию «эмпатия» более ста лет, но в моду у консультантов по личностному росту и бизнес-тренеров термин вошел в последние годы. Развивать эмпатию как составную часть «эмоционального интеллекта» советуют начальникам любого ранга, политикам и маркетологам, так как она она поможет им в достижении целей. Plus-one.ru собрал десять научных фактов об эмпатии, подтвержденных исследованиями ученых.

Факт 1. Отсутствие эмпатии может являться признаком психических расстройств. Эмпатия — это эмоциональное реагирование, сопереживание партнеру по общению. Термин является калькой с немецкого Einfühlung, введен в 1885 году Теодором Липпсом при описании воздействия искусства на людей.

Британский психолог Саймон Барон-Коэн предложил шкалу эмпатии от нуля (полное отсутствие) до шести (альтруизм). Полное отсутствие эмпатии связывают с различными заболеваниями (нарциссическое расстройство личности, психопатия и так далее), а переизбыток эмпатии, когда человек все время сконцентрирован на чувствах других людей, принято называть альтруизмом.

Считается, что большое число людей с высоким уровнем эмпатии делает добродетельными и самих людей, и целые общества. Однако сами альтруисты часто сталкиваются со сложностями в выстраивании личностных границ.

Факт 2. Эмпатия имеет врожденный характер и связана с работой зеркальных нейронов. Об этом свидетельствует поведение младенца, который кричит, услышав детский плач из соседней кроватки или копируя эмоции матери. Это копирование является важной частью взросления человека — так он «учится» эмоциям. В нейрофизиологических механизмах эмпатии участвуют зеркальные нейроны. В ходе экспериментов было обнаружено, что если человеку рассказывать о чем-то мерзком, у него происходит возбуждение тех самых нейронов, которые отвечают за брезгливость, а если рассказывать о чужой боли — мозг реагирует так, как будто боль испытывает его обладатель.

Факт 3. Эмпатия свойственна не только людям. Нидерландский приматолог Франс де Вааль описывает примеры помогающего поведения у животных в книге «В поисках человеческого у приматов». Так же, как у людей, эмпатическое (помогающее) поведение основано на испытанном опыте. В ряде экспериментов было доказано, что крысы стараются помочь сородичам в опасности, через которую они прошли сами. В ходе опытов японского Университета Кансэй Гакуин одна крыса опускалась в бак с водой, а у другой была возможность открыть дверцу этого бака, чтобы ее спасти. Еще за одной дверцей рядом находилось шоколадное лакомство. Вторая крыса сначала спасала первую, а потом делилась с ней едой. Те крысы, что уже тонули в баке с водой, реагировали оперативнее остальных.

Факт 4. Эмпатия лишь отчасти передается генетически. Это показали исследования Кембриджского университета, в которых приняли участие 46 тыс. человек: каждый испытуемый прошел опрос и получил по итогам «коэффициент эмпатии», а также сдал образцы слюны для ДНК-теста. В ходе этого эксперимента ученые искали различия в генах, которые могли бы объяснить, почему одни люди склонны к эмпатии больше, чем другие. Опыт показал, что только в 10% случаев способность к эмпатии у человека обусловлена ​​генетически. При этом конкретного «гена эмпатии» ученые пока не обнаружили. В 90% эмпатия является продуктом культурной среды.

Факт 5. Женщины более эмпатичны, чем мужчины. Эксперименты группы ученых из США, Италии и Великобритании показывают, что женщинам эмпатия свойственна больше, чем мужчинам. Впрочем, это связано не столько с биологическими особенностями, сколько с культурными нормами: гендерными установками, деятельностью, связанной с заботой о близких.

У эмпатии есть и еще ряд «неполиткорректных» свойств: мы охотнее проявляем ее по отношению к внешне привлекательным людям, а также к людям своей расы и национальности. При этом в мультикультурных обществах с богатым опытом борьбы с ксенофобией этот разрыв прослеживается не так четко.

Факт 6. Уровень эмпатии не является постоянным. Изменения зависят от многих обстоятельств: опыт, состояние психики, внешние факторы и так далее. Знаменитый эксперимент профессора Стэнли Милгрэма из Йельского Университета доказал, что в проявлениях эмпатии люди сильно зависят от авторитетов. Участникам предлагали в рамках эксперимента причинять боль (бить током) другому человеку (в реальности — актеру). Несмотря на испытываемые сомнения, большинство участников соглашались постепенно увеличивать силу тока и причинять страдания, поскольку рядом стоял «ученый» в белом халате и поощрял их фразами: «Пожалуйста, продолжайте», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и так далее. 26 из 40 участников дошли до конца шкалы (когда причиняемые страдания были максимальными).

Впоследствии ученые несколько раз повторяли эксперимент Милгрэма, и результаты оказывались близкими к первоначальным. В частности, Джерри М. Бургер в 2009 году повторил эксперимент, изменив несколько протоколов в соответствии с этическими требованиями. В ходе эксперимента участники могли видеть, как другие отказываются продолжать опыт, но даже в этом состоянии многие подчинялись «докторам».

Факт 7. Пониженный уровень эмпатии не ведет к агрессивному поведению. Исследование с участием нескольких десятков людей, совершивших насильственные преступления, выявило пониженный уровень эмпатии у преступников. У агрессивных участников эксперимента снижалась эмпатическая реакция на эмоциональные видео страданий других. Однако у людей, страдающих нарциссическими расстройствами и психопатией, эмпатия тоже может быть понижена, но к насильственным действиям они не склонны. Выяснилось, что снижение эмпатии у агрессивных мужчин было вызвано алекситимией — неспособностью описывать собственное состояние, фокусированием на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, склонностью к утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Факт 8. «Эффект свидетеля» снижает эмпатию. Эмпатия имеет свойство «рассеиваться»: отсюда представление людей об «одиночестве в толпе», о жесткости горожан по сравнению с жителями деревень. Психологи Джон Дарли и Бибб Латане провели эксперимент, который назвали «эффект свидетеля»: подопытных студентов разводили по разным комнатам, где им предлагали послушать, как актер (о том, что это актер, студенты не знали) разыгрывал сцену эпилептического припадка. Если участник эксперимента полагал, что он был единственным свидетелем «приступа», пострадавший получал помощь в 85% случаев, если участники знали, что их двое, — в 62%, если думали, что их пятеро, — лишь в 31% случаев. Этот эффект ученые назвали «диффузией ответственности».

Факт 9. Эмпатия помогает быть успешнее. В современном бизнесе эмпатия становится важным элементом управления. Совместное исследование психологии менеджеров хедж-фондов, проведенное учеными Денверского университета и Калифорнийского университета в Беркли, показало, что люди с пониженной эмпатией и выраженными психопатическими чертами успешны, скорее, на словах, чем на деле. Беспощадность и черствость в современном мире меньше помогают бизнесу. Психопаты часто вызывают хаос на рабочем месте, их действия приводят к утечке кадров и снижению продуктивности сотрудников.

Факт 10. Эмпатия и ощущение счастья связаны. Счастливые люди больше склонны к альтруизму и эмпатии, чем несчастные. Исследователи детского поведения выяснили, что дети, которых часто наказывают, менее щедры, чем те, кого не наказывают совсем или наказывают редко. В то же время оказание помощи другим улучшает плохое настроение и продлевает хорошее. Чарльз Дарвин утверждал, что эмпатия необходима нам самим, чтобы жить в ладу со своей совестью: «Если мы под влиянием эгоизма не последуем желанию помочь ближнему, то впоследствии, когда мы живо представим себе испытываемое бедствие, стремление помочь вновь возникнет и неудовлетворенность его вызовет в нас болезненные укоры совести».

Екатерина Дранкина