Рост под маской

В разгар пандемии, в апреле и мае, продуктовые сети рапортовали об увеличении выручки. Какие меры помогают бизнесу расти в кризис, расширять штат и сохранять экологичность? Изучаем опыт продовольственной сети «Азбука вкуса».

Персонал и выручка

Несмотря на трудности, связанные с перераспределением покупательского спроса между торговыми точками, офлайном и онлайном, «Азбуке вкуса» удалось избежать сокращения сотрудников. Даже напротив, компании в какой-то момент не хватало кадров в магазинах, на центральном складе, в службе доставки. С середины марта компания расширила штат более чем на 1400 человек.

И если в некоторых магазинах сети выручка резко сократилась, то в других она, наоборот, существенно выросла. «В целом рост выручки LFL (соотношение выручки магазинов розничной сети за текущий и прошлый отчетные периоды. — Прим. Plus-one.ru) происходит активнее, чем у продовольственной розницы в регионах присутствия сети — в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге», — рассказала Plus-one.ru Александра Собольникова, ведущий специалист по работе с медиа.

Безопасность

Вызовом для сети стала необходимость обеспечения безопасности сотрудников и покупателей во время пандемии. В магазинах стали каждый час проводить дезинфекцию помещений и поверхностей. Каждый месяц компания покупает 1,5 млн масок для работников.

С апреля сотрудников тестируют на коронавирус, сначала — по желанию, сейчас же эта мера стала обязательной.

95% офисных работников перевели на удаленную работу. Поначалу им было непривычно, однако у большинства адаптация прошла достаточно быстро.

Компания расширила социальный пакет. У сотрудников, оказавшихся в карантине, сохраняется полная заработная плата, им выплачивается дополнительная материальная помощь.

Еще до введения масочного режима в магазинах стали поощрять покупателей за ношение маски в магазине бонусами на клубную карту.

Доставка и спрос

Во время пикового спроса интернет-магазин едва справлялся с нагрузкой. Количество заказов выросло втрое — сроки доставки продуктов увеличились на 3-4 дня. Решить проблему удалось благодаря партнерам, которые помогли развозить заказы. Сейчас они доставляются практически без задержек.

Реагируя на спрос, магазины сети расширили продажу масок, перчаток и антисептиков. Добавили настольные и развивающие игры, чтобы помочь родителям занимать детей дома.

Если в начале самоизоляции люди закупались впрок крупами и хозяйственными товарами, то в апреле они стали чаще отдавать предпочтение молочным продуктам, овощам, фруктам, охлажденным мясу и рыбе. Появились товары для отдыха на природе: в этом году сезон дач и шашлыков наступил раньше обычного, рассказали в компании.

Устойчивое развитие

Пандемия не стала поводом для отмены курса на экологичность, хотя некоторые инициативы пришлось приостановить, отмечают представители сети.

До кризиса «Азбука вкуса» объявила 2020-й годом экологии и устойчивого развития. Ритейлер запустил кампанию «Green is the new black »: покупатели поощряются за отказ от одноразовой пластиковой упаковки и печатных чеков бонусными баллами на карту «Вкусомания».

На время пандемии COVID-19 сеть временно приостановила продажу напитков и еды в свою тару. По требованию Роспотребнадзора в магазинах переупаковали нефасованный и незапакованный товар.

Зато вирус не помешал «Азбуке» провести среди клиентов акцию по отказу от печати чеков — ведь их нельзя сдать в переработку. С конца февраля к акции присоединились 17 462 человека. Отказ покупателей от печатных чеков в пользу электронных, которые доступны в мобильном приложении и в почте, должен помочь сэкономить до 6 км бумаги в год.

Как только эпидемиологическая ситуация изменится, сеть обещает снова продавать товары без упаковки и в свою тару.

Автор

Наталья Маркова