В Норильске продолжается ликвидация последствий нефтеразлива, в Красноярском крае объявлен режим ЧС федерального уровня. Более 20 тыс. тонн солярки попало в почву и воду, по данным Росприроднадзора, концентрация вредных веществ в них превышает норму в десятки тысяч раз. Plus-one.ru рассказывает об одном из крупнейших нефтеразливов в истории страны и о том, что ждет российскую Арктику.
29 мая на ТЭЦ «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК), входящей в группу компаний «Норильский никель», произошла утечка дизельного топлива из разгерметизировавшегося резервуара. По рекам Далдыкан и Амбарная расплылось нефтяное пятно протяженностью 20 км. Greenpeace назвал случившееся в Норильске первой аварией такого крупного масштаба за Полярным кругом. Минприроды считает, что на восстановление экосистемы и реабилитацию загрязненной территории, площадь которой составила 180 тыс. кв. метров, понадобится не менее десяти лет и несколько десятков миллиардов рублей. Под угрозой не только уникальная местная флора и фауна, например, сибирский осетр, но и коренные малочисленные народы Севера: ненцы, долганы, эвенки, нганасаны. Большие опасения у экологов вызывает попадание дизеля в озеро Пясино, соединенное с Карским морем. Однако, по заверению главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, морю сейчас ничего не грозит.
К очистке территории от нефтепродуктов приступили 1 июня. Утром 5 июня, по данным МЧС, разлив удалось локализовать с помощью боновых заграждений морского типа — они не позволяют топливу двигаться дальше. Дизель легче воды и распространяется по ее поверхности слоем в несколько сантиметров. Боны перекрывают поток поверху водной глади — большая часть нефтепродуктов остается в ловушке. Однако руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников считает, что локализация пятна вовсе не означает, что загрязняющие вещества не попали в озеро. По его словам, наиболее токсичные компоненты топлива растворяются в воде и не могут быть собраны бонами.
Продолжать «выуживать» солярку из рек и собирать с поверхности почв предстоит минимум две недели. «Промасленный» грунт вывозится на склады и замещается песком с добавлением сорбентов. К 8 июня удалось убрать 17 тыс. куб. м, работы ведутся круглосуточно, сообщает МЧС.
С водой дело обстоит сложнее. Для очистки рек от топлива используют насосы-скиммеры — они устанавливаются на поверхности воды и собирают горючее вперемешку с жидкостью. Водонефтяную смесь помещают в герметичные резервуары. После откачки емкости законсервируют и, скорее всего, оставят на месте происшествия до зимы. Болотистая тундра не позволяет вывезти все собранные нефтепродукты летом: в радиусе 20 км вокруг нет дорог. Людей и технику доставляют гусеничными вездеходами и вертолетами. Инциденты с разливами нефти на крупных морских или речных участках устраняют с помощью судов, но в неширокую реку Амбарную не загнать ни корабли, ни крупногабаритную технику.
«Норникель», за счет которого ликвидируются последствия ЧС, рассматривает вариант вывоза емкостей с нефтепродуктами до железной дороги на санях в сентябре-октябре, когда наступят морозы. Кроме того, компания изучает возможности строительства временного трубопровода.
Сколько удалось собрать разлитого топлива, достоверно неизвестно: цифра растет с каждым часом. По состоянию на 8 июня было откачано почти 3 тыс. тонн водонефтяной смеси.
Следующим этапом работ должна стать утилизация. Что делать с собранным нефтепродуктами, пока не решено, но точно не сжигать, заявила руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. Она допустила, что после очистки топливо смогут использовать.
Специалисты Greenpeace уверены, что удастся собрать не более 10% разлившегося дизеля. Попавшие в природу нефтепродукты долгие годы будут отравлять водные экосистемы, поэтому «Норникель» должен составить план полной рекультивации пострадавшей территории.
Представители компании винят в произошедшем глобальное потепление: опоры резервуара, простоявшего 30 лет, просели в подтаявшем грунте. Об адаптации объекта к новым погодным условиям НТЭК заранее не подумала. Ранее Надеждинский металлургический завод — ключевое предприятие Заполярного филиала ГМК «Норильский никель» — уже привлекался к административной ответственности за загрязнение реки Далдыкан. По данным наблюдений NASA, воды вокруг Норильска становились багровыми в 1997-м, 1998-м, 2013-м, 2014-м, 2015-м и 2016-м годах.
Нефтеразливы происходят ежегодно как в России, так и по всему миру. Пока собирают топливо в Норильске, образуются очередные протечки. Так, 5 июня на Ямале случился несанкционированный слив нефтепродуктов из резервного трансформатора — в почву попало более семи кубометров нефтепродуктов, что повлекло загрязнение свыше 0,6 га. Из таких мелких утечек складывается «черное» море, которое отравляет окружающую среду.
В России разливы нефти чаще всего происходят на промысловых и межпромысловых нефтепроводах или месторождениях. Greenpeace сообщает, что в 2018 году только по данным нефтяных компаний произошло 8 126 утечек. Разливам, которые не превышают 500 тонн, присваивают статус муниципального значения, о них редко пишут крупные СМИ, а потому многие из нас даже не догадываются, что в стране ежедневно бьют «незапланированные» фонтаны нефти. Когда утечка превышает 5 тыс. тонн, такие происшествия классифицируются как ЧС федерального уровня.
Максимальный безаварийный срок службы нефтепроводов составляет 20 лет в наиболее благоприятной климатической обстановке. В «суровых» регионах менять трубы нужно хотя бы раз в пять лет. По данным Генпрокуратуры РФ, эксплуатация оборудования за пределами срока их службы — одна из наиболее распространенных причин аварий. Greenpeace предполагает, что износ нефтепроводов в России составляет не менее 50%, а 90% аварий происходит из-за коррозии труб — при своевременной замене ветхой инфраструктуры большинства происшествий можно было бы избежать.
1994, Республика Коми, от 100 до 300 тыс. тонн нефти
Самый крупный нефтеразлив на суше, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Причина — коррозионный износ Харьяго-Усинского трубопровода. В радиусе загрязнения — восемь населенных пунктов с 63,5 тыс. жителей. Заболеваемость онкологией выросла на 11% среди взрослых, на 20% — среди детей. Зафиксирована массовая гибель скота. Экономический ущерб — 62 млрд руб.
1997, Саратовская область, 1,5 тыс. тонн нефти
Разрыв трубопровода «Самара-Тихорецк». Содержание нефтепродуктов в протоках Волгоградского водохранилища превысило максимально допустимую величину в 10 тыс. раз.
2003, Пензенская область, 10 тыс. тонн нефти
Прорыв трубы магистрального нефтепровода «Дружба» с возгоранием. При пожаре погиб один человек, трое получили ожоги, практически вся нефть сгорела. Экономический ущерб — 50 млн руб.
2003, Ханты-Мансийский автономный округ, 10 тыс. тонн нефти
Причины аварии на Ловинском месторождении до сих пор не обнародованы. В результате река Мулымья покрылась 100-километровым нефтяным пятном, что привело к гибели животного и растительного мира.
2004, Иркутская область, 5 тыс. тонн нефти
Разрыв трубы магистрального нефтепровода «Западная Сибирь-Ангарск» между городами Зима и Саянск. Никто из жителей не пострадал, однако утечка сильно повлияла на местную экосистему. Несмотря на это, экономический ущерб оценили в 40 млн руб.
2007, Керченский пролив, 1 тыс. тонн мазута, 6,8 тыс. тонн технической серы
Крушение танкера «Волгонефть-139» и трех сухогрузов в шторм привело к загрязнению акватории на протяжении 250 км. Восемь моряков умерли, 11 пропали без вести. Погибло до 35 тыс. птиц. Экономический ущерб — 30 млрд руб.
2010, Якутия, более 3 тыс. тонн нефти
Повреждение нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» сразу в трех местах из-за нарушения правил проведения работ. Серьезных последствий удалось избежать. Нефтепровод пролегает вблизи городов и поселков — в случае крупной аварии могут пострадать тысячи людей. Экологи опасаются за озеро Байкал, вдоль которого проходит труба.
2012, Ненецкий автономный округ, 2,2 тыс. тонн нефти
Неконтролируемый выброс на месторождении имени Р. Требса и А. Титова при расконсервации скважины. Фонтан нефти бил вверх на 25 м, его заглушили только через два дня. Крупного загрязнения удалось избежать, поскольку разлив локализовали на территории месторождения. Экономический ущерб — 13,5 млн руб.
2015, Сахалинская область, 186 тонн мазута и 560 тонн дизтоплива
Утечка нефти из танкера «Надежда», пережидавшего циклон в порту города Невельск. Загрязнено более 20 км морского побережья и обширная часть акватории. Зарегистрирована массовая гибель морских птиц. Экономический ущерб — 524 млн руб.
2020, Приморский край, 1,6 тыс. тонн мазута
Выброс мазута произошел из-за взрыва в котельной. Пострадала экосистема озера Соленое, включая береговую линию.
Нефтяные катастрофы случаются на всех континентах, кроме Антарктиды. В историю попали несколько десятков крупных нефтяных разливов, которые заметно повлияли на экосистему нашей планеты. Самые масштабные катастрофы происходили на воде при крушении танкеров и нефтяных платформ.
Разливы нефти в Арктике особенно опасны. Еще в 2007 году WWF выпустил доклад о проблемах, связанных с ликвидацией последствий «черных» утечек в регионе, который экологи называют одним из самых хрупких на планете. Из-за природно-климатических условий нефтяные разливы здесь устранять труднее. Это связано с недостатком естественного освещения, плохой видимостью, низкими температурами, дрейфом льда, сильными ветрами и рядом других факторов.
Объем добываемых нефтепродуктов постоянно растет, как и число судов, которые не только транспортируют «черное золото», но и пользуются нефтепродуктами в качестве топлива.
Норильскую катастрофу сравнивают с крушением нефтяного танкера Exxon Valdez, потерпевшем крушение у берегов Аляски в 1989 году. Судно столкнулось с рифом и получило пробоину при выходе в открытый океан — так 36 тыс. тонн нефти оказались в заливе принца Уильяма и оставались там намного дольше, чем прогнозировалось изначально. В результате погибли десятки тысяч птиц и рыб, тюлени и каланы, у южного побережья Аляски на несколько лет практически прекратилось промышленное рыболовство. Несмотря на то что с момента аварии прошло больше 30 лет, разлившаяся нефть остается биологически активной, до сих пор воздействуя на экосистему.
На данный момент эксперты затрудняются сказать, как долго будет восстанавливаться природа Таймыра после норильской катастрофы.
Автор
Анастасия Троянова