«Обнуление» СO2: что нас ждет после коронавируса

Как карантинные мероприятия влияют на образ жизни и потребительские привычки

Пандемия приведет к сокращению выбросов СO2. Возможно, только в краткосрочной перспективе

Непрерывный мониторинг концентрации диоксида углерода (СO2) в воздухе ведется в обсерватории рядом с вершиной вулкана Мауна-Лоа на Гавайях. С начала наблюдений в 1956 году и до сих пор показатели постоянно растут. Это отражено на графике Килинга, названного в честь ученого Чарльза Килинга, который одним из первых привлек внимание общественности к вкладу человека в изменение климата. Ученые не исключают, что меры, принимаемые государствами для сдерживания распространения коронавируса, могут привести к сокращению использования ископаемого топлива, а значит — к снижению концентраций СO2 в атмосфере.

Из-за вспышки коронавируса по всему миру закрылись предприятия; многие страны прервали авиасообщение. Журналисты Financial Times проанализировали данные с веб-сервиса Flightradar24, который позволяет в режиме реального времени наблюдать за передвижениями воздушных судов, и выяснили, что в марте объемы выбросов СO2 в секторе авиаперевозок сократились на 31% (28 млн т). Это эквивалентно годовому объему выбросов от 6 млн автомобилей на дорогах. В апреле, по данным компании OAG (предоставляет авиационную информацию и аналитические услуги), количество авиаперевозок сократилось на 65% по сравнению с докризисным уровнем. Кроме того, по подсчетам исследовательской компании IHS Markit, мировой спрос на нефть упал по меньшей мере на 20 млн баррелей в сутки (20% от обычного спроса). По данным исследователей проекта Global Carbon Project, на использование нефти приходится 34% мирового объема выбросов СO2.

По прогнозам правительства США, объемы выбросов СO2 в этом году в государстве может сократиться на 7,5%. В странах Европейского союза, согласно информации французской консалтинговой компании Sia Partners, ежедневный объем выбросов уже уменьшился на 58% по сравнению с докризисным уровнем.

По мнению научного сотрудника по вопросам устойчивого развития в Лундском университете (Швеция) Кимберли Николас, при таких прогнозах прежде всего следует учитывать причины снижения выбросов. Так, на долю транспорта приходится 23% общемировых выбросов СO2, а внутри сектора на долю автомобилей и авиации приходится 72% и 11% выбросов парниковых газов соответственно. Оба вида передвижения являются основными источниками выбросов от транспорта. Эксперт полагает, что после снятия карантина люди скорее всего продолжат ездить на работу по прежнему графику, тем самым никак не увеличив первоначальное количество выбросов. Однако длительная изоляция может побудить их начать больше путешествовать.

Однако некоторые эксперты опасаются, что после отмены карантина страны начнут принимать усиленные меры по восстановлению экономики и наращивать объемы производства. Так было в 2010 году, когда экономика начала восстанавливаться после мирового финансового кризиса 2008 года. «В политических дискуссиях в течение следующих 6–12 месяцев климатические проблемы, вероятно, не будут упоминаться: речь пойдет о коронавирусе и восстановлении экономики», — говорит сотрудник Центра международных исследований климата в Осло Глен Питерс.

Экономические и политические последствия от сокращения выбросов СO2

Китайские исследователи подсчитали, что если странам не удастся сократить выбросы СO2 и других парниковых газов, а также удержать рост мировой температуры в соответствии с Парижским соглашением по климату, то к 2100 году мировая экономика может потерять от $150 трлн до $792 трлн. В то время как достижение цели ученые оценили от $127 трлн до $616 трлн чистой экономической выгоды. Напомним, что страны — участницы Парижского соглашения (195 подписавших и 187 ратифицировавших) договорились не допустить повышения средней мировой температуры к 2100 году более чем на 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем и попытаться удержать ее в пределах 1,5 °С. Для этого они обязались разработать определяемые на национальном уровне вклады по смягчению последствий климатических изменений (Nationally Determined Contribution, NDC), в том числе за счет сокращения объемов сжигания ископаемого топлива. Ученые подчеркнули, что в долгосрочной перспективе выиграют все страны, однако в первую очередь положительное влияние от сокращения выбросов ощутят на себе такие развивающиеся государства, как Индия, Индонезия, Нигерия и Китай.

До недавних пор некоторые страны ставили перед собой более амбициозные цели, чем заявлено в Парижском соглашении, и стремились к углеродной нейтральности. Например, в Европейской комиссии разработали программу European Green Deal, главная задача которой — превратить Европейский союз в первый углеродно-нейтральный регион к 2050 году. Но из-за экономического кризиса на фоне пандемии многие страны начали отказываться от своих планов по сокращению выбросов. Правительства некоторых государств, как сообщает издание CBS News, уже разрабатывают меры по восстановлению топливной и авиационной промышленности, что в дальнейшем приведет к росту выбросов СO2.

Лишь некоторые государства стали уделять больше внимания проблеме изменения климата. Так, власти Чили взяли на себя новые обязательства в рамках Парижского соглашения. До 2050 года они планируют работать в том числе над повышением устойчивости промышленного и строительного сектора, принимать меры по повышению энергоэффективности, закрывать угольные электростанции. Реализация этих мер потребует инвестиций в размере от $27 млрд до $48 млрд. «Когда мы преодолеем кризис [в области здравоохранения], начнется период восстановления, и планы по восстановлению должны учитывать климатический кризис и его воздействие на людей и планету», — заявила министр окружающей среды Чили Каролина Шмидт. По ее словам, страна будет стремиться к формированию низкоуглеродной и устойчивой к климатическим изменениям экономики, которая позволит значительно повысить уровень жизни населения.

Воздействие карантинных мероприятий на образ жизни и привычки людей

Коронавирус повлиял на отношение к экологическим проблемам и на уровне обычных людей. Массовый карантин изменил их образ жизни, заставил по-другому себя вести. Практически вся деятельность человека перенеслась в онлайн-среду: учеба, работа, покупки и даже общение. Доставка товаров на дом спровоцировала рост количества пластикового мусора. Вместе с тем эксперты во всем мире неоднократно заявляли о том, что одноразовый пластик позволяет минимизировать риск заражения.

Такого мнения, в частности, придерживается президент и исполнительный директор американской Ассоциации производителей пластмасс (Plastics Industry Association, PLASTICS) Тони Радошевски. В середине марта 2020 года он обратился к министерству здравоохранения и социальных служб США с просьбой отменить запреты на использование одноразового пластика, которые уже несколько лет действуют в некоторых штатах. Эксперт назвал пластик самым безопасным материалом для упаковки и транспортировки продуктов и отметил, что многоразовые предметы, в том числе сумки-шоперы, могут стать источником заражения.

Рост количества заболевших спровоцировал откат антипластиковых кампаний по всему миру. Губернатор американского штата Мэн Джанет Миллз отложила до начала 2021 года запрет на использование пластиковых пакетов, который должен был вступить в силу 22 апреля. Власти Бруклайна, города в штате Массачусетс, временно приостановили действие запрета на контейнеры из полистирола (действует с 2013 года). Так они хотят поддержать владельцев ресторанов, которые могут продавать только еду на вынос. А канадская сеть кофеен Bulk Barn перестала обслуживать посетителей со своими кружками. «Из-за предосторожности, связанной с COVID-19, мы решили, что на данном этапе уместно проявить повышенную бдительность и приостановить программу [по поощрению посетителей с многоразовыми емкостями]», — признался представитель компании.

По словам кандидата психологических наук, сооснователя и директора проекта «Эпоха антропоцена» Дмитрия Буренко, временный отказ от использования многоразовых предметов — своевременная и обоснованная мера. «Основной приоритет сейчас — сохранить человеческие жизни и минимизировать риск распространения вируса, и если для этого требуется временный отказ от использования собственных кружек посетителями кафе, то это не самая большая жертва, — объясняет эксперт. — Не стоит забывать, что пластик плох не сам по себе. Проблема в том, что мы плохо умеем его собирать и перерабатывать и поэтому он оказывается на свалках, в лесу, в океане. Важно „зациклить“ технологический процесс, чтобы из собранного и переработанного пластика снова производились полезные продукты как можно большее число раз».

Но от пакетов, как отмечает Дмитрий Буренко, сейчас действительно можно отказаться: их, так же как и многоразовые сумки, могут трогать кассиры и другие люди в метро, лифте и других местах. Более того, как показало исследование немецких ученых, штамм нового коронавируса может выживать на металлических, пластиковых и стеклянных поверхностях до девяти дней.

Между тем правильная упаковка, в том числе и пластиковая, позволяет продлить срок хранения продуктов, то есть помогает решать проблему пищевых отходов. Шведские ученые провели исследование с участием 61 семьи и выяснили, что при правильном выборе упаковки можно избежать образования 20–25% пищевых отходов. По данным Высшей школы государственного администрирования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, гибкая полимерная упаковка позволяет увеличить срок годности продуктов в 1,5–10 раз.

По оценкам ФАО и исследовательских организаций Boston Consulting Group и World Resources Institute, при отказе от пластиковой упаковки к 2030 году мировые потери пищевых отходов могут достигнуть 2,1 млрд тонн. На их долю будет приходиться около 8% от всех парниковых газов на планете (углеродный след 1 т пищевых отходов в 1,5 раза выше углеродного следа 1 т пластиковой упаковки), при этом 870 млн человек будут постоянно находиться под угрозой голода. Более того, на изделия из пластика приходится лишь 1,3% от годового углеродного следа человека: 170 кг СO2-эквивалента из 14 т. По подсчетам шотландской экологической организации Zero Waste Scotland, углеродный след производимых пищевых отходов может быть выше, чем пластиковых. Эксперты фонда подсчитали, что 456 тыс. т пищевых отходов, произведенных в Шотландии, способствуют выделению около 1,9 млн т СO2, что в три раза больше, чем от 224 тыс. т пластиковых отходов.

Кроме того, как полагают в консалтинговой компании Denkstatt, вовлечение пластика в экономику замкнутого цикла будет способствовать рациональному использованию ресурсов и сокращению выбросов парниковых газов. Так, производство полимеров характеризуется меньшими удельными показателями воздействия на окружающую среду по сравнению с альтернативными материалами. В качестве сырья для производства пластиков можно использовать техногенные отходы нефтедобывающих компаний. Это может быть, например, попутный нефтяной газ (ПНГ), который в противном случае сжигается на факелах с выделением большого количества загрязняющих атмосферу веществ и СO2. Производство пластика позволит ежегодно экономить 53 млн т сырой нефти и предотвращать 124 млн т выбросов СO2.

Вспышка коронавируса, по мнению Дмитрия Буренко, вряд ли негативно скажется на внедрении экологичных практик. «Многие компании разрабатывают новые упаковочные решения, организуют линии по сортировке и переработке, в отдельных случаях переходят к оборотной таре, — говорит специалист. — Не говоря уже об усилиях природоохранных организаций — WWF, Greenpeace и многих других, которые продолжают активно информировать людей о важности экологичного образа жизни».

Эксперт заключает, что, возможно, людям придется пересмотреть некоторые свои привычки, так как сейчас вопросы жизни и здоровья должны быть в приоритете. «В моменте мы точно должны задуматься о безопасности, в том числе когда мы пользуемся экологичными решениями», — признается Дмитрий Буренко.