Чинить нельзя выкинуть

Сегодня рост числа мобильных телефонов опережает рост мирового населения. Согласно прогнозам, объем производства смартфонов в 2019 году составит 1,41 млрд штук. Хотя техника становится все более функциональной и удобной, она быстро устаревает морально, чаще ломается и все реже подлежит ремонту — иногда гаджет легче заменить, чем починить. По мнению мастеров, производители намеренно скрывают важную для ремонта информацию об устройстве и ограничивают доступ к необходимым комплектующим. Почему нас лишают права на ремонт, разбирался Plus-one.ru.

Замкнутый круг

Cервис iFixit, на сайте которого люди могут публиковать инструкции по выявлению неисправностей и починке электроники, регулярно составляет рейтинг ремонтопригодности ноутбуков, телефонов и планшетов. Место устройства зависит от того, насколько сложно его вскрыть и заменить основные детали. Дополнительные баллы начисляются за возможность модернизации и модульность компонентов. В настоящее время список возглавляют смартфон Fairphone 2 (2015 года выпуска), планшет HP Elite x2 (2016) и ноутбуки HP EliteBook 840 G3 (2017) и Dell Latitude E5270 (2017), а замыкают — смартфоны Essential Phone (2017) и HTC One (2013), планшеты из линейки Microsoft Surface Pro и ноутбук Microsoft Surface Laptop (2017).

Схожей аналитической работой занимается Greenpeace. В 2017 году организация опубликовала отчет Guide to Greener Electronics, в котором оценила 17 ведущих мировых производителей потребительской электроники по уровню их воздействия на окружающую среду, в том числе с точки зрения обновляемости и ремонтопригодности изделий. Высокие баллы получили компании Fairphone, HP и Dell. Пользователи модульного смартфона Fairphone, например, могут самостоятельно заменять детали, а в конструкциях большинства продуктов Dell и HP вместо клея применяются стандартные крепления, что заметно облегчает ремонт. Apple, как отмечают эксперты, наоборот, использует нестандартные комплектующие и намеренно усложняет доступ к внутренним деталям своих устройств. LG и Samsung, согласно отчету, в последнее время производят менее ремонтопригодные смартфоны, однако соблюдают требования для ноутбуков.

В 2017 году Greenpeace запустила кампанию Rethink IT с целью побудить технологический сектор пересмотреть традиционную модель производства электроники в пользу циклической экономики.

Многие пользователи и мастера жалуются на то, что IT-гиганты пытаются установить монополию на ремонт своих продуктов. Так, Apple продает детали только авторизованным сервисам, которые должны платить за это бренду и не имеют права выполнять некоторые виды работ. В случае нарушения правил компания может применить санкции.

В 2017 году норвежские таможенники перехватили груз — 63 экрана для iPhone 6 и 6S с закрашенными товарными знаками Apple, предназначавшиеся для мастерской PCKompaniet, и сообщили об этом IT-гиганту. Юристы компании потребовали у владельца сервиса Хенрика Хюсеби немедленно прекратить использование «контрафакта», выплатить компенсацию в размере $3,5 тыс. и признать свою вину, чтобы избежать судебного разбирательства. Хюсеби отказался от сделки, заявив, что PCKompaniet никогда не продавала товары под маркой Apple и не давала клиентам соответствующих гарантий. Норвежец выиграл судебное разбирательство, но компания до сих пор пытается привлечь его к ответственности.

Американский специалист по ремонту Луи Россманн считает, что, возможно, Apple прощупывает почву: если ей удастся выиграть дело, создав прецедент, это станет большим ударом для независимых мастерских. Сам Россманн столкнулся с аналогичной ситуацией в США: пограничники конфисковали партию аккумуляторов для ноутбуков на пути в его сервис по ремонту в Нью-Йорке.

На этом претензии к Apple не заканчиваются. Компания устанавливает на устройства средства защиты, которые могут лишить человека, воспользовавшегося неавторизованным ремонтом, доступа к работе с системой. Пару лет назад после программного обновления iOS 9 на iPhone 6 с неоригинальной кнопкой Home возникала «Ошибка 53» (Error 53), по сути превращающая смартфон в бесполезный аксессуар. И хотя Apple объяснила, что ошибка «является результатом проверок безопасности, призванных защитить пользователей», многим пришлось навсегда распрощаться со своими гаджетами.

Борьба за всеобщее право на ремонт

Такое положение дел на рынке привело к тому, что противники монополизации ремонтных услуг начали продвигать свои идеи на законодательном уровне. В США набирает популярность движение «Право на ремонт» (The Right to Repair). Законопроекты, которые обяжут производителей раскрывать сервисную информацию о своей продукции и продавать запчасти независимым ремонтным мастерским и частным лицам, рассматривают 20 штатов.

Евросоюз подготовил новые нормативы, обязывающие производителей крупной бытовой техники, телевизоров и осветительных приборов выпускать товары, которые будут служить дольше и которые смогут ремонтировать сами пользователи и неавторизованные сервисы. Европейское экологическое бюро настаивает на том, чтобы директива также охватила производителей смартфонов и принтеров.

В конце прошлого года британские активисты опубликовали «Манчестерскую декларацию» и потребовали у властей и бизнеса сделать ремонт доступнее для широкого круга лиц.

Опасные гаджеты

Ежегодно в мире производится 50 млн тонн электронных отходов. Это 6 кг на каждого жителя планеты. Если ситуация не изменится, к 2050 году объем производства таких отходов достигнет 120 млн тонн ежегодно. Примечательно, что в одной тонне подобного мусора содержится в сто раз больше золота, чем в тонне золотой руды, а общая стоимость электронных отходов оценивается в $62,5 млрд, что превышает ВВП многих стран мира. При этом на «официальную» переработку отправляется менее 20% такого мусора. Остальное либо оказывается на свалках, либо утилизируется кустарно.

Для решения проблемы необходимо увеличить объемы переработки электронных отходов и изменить отношение потребителя к отремонтированным и подержанным устройствам. Согласно исследованию Фонда Эллен Макартур (Ellen MacArthur Foundation), около 50% людей готовы использовать бывшую в употреблении технику, но опасаются столкнуться с техническими неисправностями и финансовыми рисками.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва