Крупные рыбы могут стать мельче из-за климатических изменений

Размер морских животных зависит от концентрации кислорода в воде

Ученые из Плимутского университета и Британской антарктической службы пришли к выводу, что крупные морские животные более уязвимы по отношению к последствиям изменения климата, чем мелкие. Об этом сообщает The Independent. Из-за снижения концентрации кислорода в воде, которое связано с нагреванием мирового океана, более крупные рыбы, в том числе треска и пикша, и более крупные беспозвоночные со временем могут уменьшиться в размере или исчезнуть. Работа опубликована в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Само исследование посвящено ракообразным, однако позволило ученым делать более широкие выводы. «За последние 50 лет уровень кислорода в наших океанах снизился примерно на 2-5%, и это уже влияет на жизнедеятельность видов, — сказал морской зоолог, соавтор работы Джон Спайсер из Плимутского университета. — Если крупные морские беспозвоночные не адаптируются, то многие из них либо уменьшатся в размере, либо окажутся под угрозой исчезновения, что окажет крайне негативное воздействие на экосистемы, частью которых они являются»

Исследователи изучили четыре вида амфипод, обитающих у западного побережья Антарктического полуострова, и выяснили, что при снижении концентрации кислорода в воде у более крупных видов чаще, чем у более мелких, возникали проблемы с дыхательной системой.

При этом у животных происходят эволюционные изменения: развиваются пигменты, ускоряющие перенос кислорода кровью. Как отметил Спайсер, эти процессы усложняют картину: связь между размером и дальнейшим выживанием оказывается менее однозначной. Как бы то ни было, по словам ученого, потенциал подобных эволюционных изменений не стоит переоценивать, и многие крупные виды практически наверняка станут первыми жертвами нагревания океана.

По словам экофизиолога из Британской антарктической службы Саймона Морли, второго соавтора исследования, характерные особенности, которые появились у беспозвоночных и рыб во время жизни в ледяных водах Южного океана, делают их более уязвимыми к воздействию изменения климата. Изучение этих процессов позволит ученым предсказать судьбу морского биоразнообразия, как на полюсах, так и по всей планете.

Повышение температуры уже привело к сокращению рыбных запасов почти на 5% в среднем по миру и до 35% — в ключевых рыболовных регионах, таких как Северное море.

Евгения Чернышёва