Дыши глубже

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды. В этом году день посвятили загрязнению воздуха — проблеме, от которой ежегодно в мире умирают 7 млн человек. +1 решил рассказать о том, как грязный воздух влияет на здоровье человека.

Всемирный день окружающей среды отмечают с 1974 года. Каждый год Всемирный день посвящают проблеме экологии, которую выбирает принимающая праздник страна. В 2019 году главной площадкой избрали Китай, который решил обратить внимание на загрязнение воздуха.

Промышленное производство, добыча полезных ископаемых, утилизация отходов, сельское хозяйство, транспорт, — все это и многое другое — причины загрязнения воздуха, которые приводят к болезням у людей. Заболевания сердца и внутренних органов, снижение репродуктивных функций, повреждения нервной системы — последние исследования показывают, что ежесекундное загрязнение воздуха подвергает людей большой опасности.

Чем еще угрожает человеку загрязнение воздуха?

Исследование, проведенное в Китае, показало, что долгое проживание в зоне загрязненного воздуха приводит к снижению интеллекта. Самые плохие прогнозы для пожилых людей, к тому же мужчины более уязвимы, чем женщины. Ученые выяснили, что чем дольше человек подвержен влиянию токсинов, тем губительнее это для его интеллекта, например, с возрастом ниже становится прежний уровень языковых знаний.

Согласно исследованию, проведенному в Великобритании, 6,1% всех случаев деменции связаны с загрязнением воздуха. Ученые наблюдали более чем за 130 тыс. человек от 50 до 79 лет с диагнозом слабоумие. Пациентов распределили по группам, исходя из близости проживания к крупным автомагистралям. Люди, чей дом был ближе к дороге, показали самые плохие результаты.

Аналогичное исследование провели в 2017 году в Канаде. Группа ученых проанализировала 7 млн взрослых людей от 20 до 85 лет, используя их почтовые индексы. У канадцев, живущих в пределах 50 м от крупных дорог, риск деменции был выше на 4%. Чем дальше от дорог, тем ниже вероятность заболевания. Еще одно исследование показало, что женщины, из районов с небезопасным уровнем твердых частиц, в два раза сильнее подвержены риску деменции.

Загрязнение воздуха повышает риск выкидышей на ранних сроках беременности. К такому выводу пришли исследователи из Национального института здоровья детей и развития человека США. Ученые проанализировали пробы воздуха в местах, где жили женщины, пережившие выкидыш. Результаты показали, что повышенное содержание озона увеличивает риск потери беременности на 12%, а наличие в воздухе твердых частиц — на 13%. Ученые считают, что некоторые токсины из загрязненного воздуха могут проникнуть через плаценту к плоду.

Также ученые из Стокгольмского института окружающей среды при Йоркском университете выяснили, что почти 15% преждевременных родов связаны с загрязнением воздуха. По их данным, 2,7 млн преждевременных родов в 2010 году произошли из-за превышения в воздухе мелкодисперсных частиц PM2,5 (PM от англ. particulate matter — «твердые частицы»), образуемых в результате сжигания отходов и при лесных пожарах. Размер допустимого среднесуточного предела частиц РМ2,5 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила в 25 мкг/м3. Половина всех преждевременных родов в мире происходит в Африке и Южной Азии, где уровень PM2,5 самый высокий.

Ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения обнаружили связь загрязненного воздуха и детского аутизма. Вероятность болезни ребенка повышается в два раза, если его мама проживает в районах с повышенным содержанием твердых частиц в атмосфере.

Исследование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) показало, что твердые частицы из атмосферы способны попадать в кровь, а затем и в мозг ребенка, негативно влияя на его развитие. Ученые выяснили, что частицы, попавшие в организм, приводят к нейродегенерации — прогрессирующей гибели нервных клеток. Особенно это опасно в возрасте до года, когда мозг ребенка формируется. Исследование показало, что почти 17 млн детей живут в районах, где загрязнение воздуха по крайней мере в шесть раз превышает международные пределы.

Ученые из Университета Умео в Швеции изучили медицинские карты полумиллиона детей до 18 лет и сопоставили записи со списком назначенных лекарств. Эксперты обнаружили, что дети, живущие в районах с плохой экологией, чаще получают лекарства для лечения психических расстройств. Важным наблюдением стало то, что в Швеции низкий уровень загрязнения воздуха. Ученые беспокоятся, что в развивающихся странах ситуация с психическими расстройствами у детей в разы хуже. Профессор Фрэнк Келли из Королевского колледжа в Лондоне отметил, что дети сильнее подвержены влиянию грязного воздуха, так как их органы только развиваются.

Люди, страдающие психическими расстройствами чаще умирают в дни повышенного загрязнения атмосферы. В первый день сильного смога риск смертности у пациентов возрастает на 16%, во второй — на 27%. Если к смогу добавляется озоновое загрязнение, то риск увеличивается до 79%. Другие исследования выявили связь между кратковременным загрязнением воздуха и самоубийствами. Опросы в Индонезии констатировали факт, что смогу вызывает острую депрессию у людей.

В 2014 году группа ученых из Университета Британской Колумбии провела эксперимент. В герметичной комнате находилась группа добровольцев и на два часа к ним поступал воздух, аналогичный загрязненному городскому. Перед началом эксперимента у его участников взяли анализ крови, после чего заполнили комнату автомобильными выхлопными газами. Через два часа у добровольцев взяли повторный анализ крови. Затем ученые сравнили анализы до эксперимента и после и обнаружили, что у каждого участника в обоих образцах крови ДНК оказалась одинаковой. Однако, специалисты зафиксировали изменения в образцах метилирования ДНК — слое метиловых молекул над ДНК, которые отвечают за включение и выключение генов. Результаты подтвердили изменения у всех участников эксперимента.

Степан Давиденко