Устойчивый акваменинг

В декабре новый супергеройский блокбастер про накачанного русала начал собирать кассу в российских кинотеатрах. В сюжете нашлось место загрязнению океанов, что не ускользнуло от внимания редакции +1.

Действие фильма разворачивается в мире, где существует противостояние подводного царства семи морей и сухопутной Земли, куда чудом выбрасывает царицу Атлантиды. Русалка с ногами рожает сына Артура от одинокого смотрителя маяка и возвращается в океанические воды. Артур вырастает мускулистым супергероем и собирается стать истинным царем подводного мира, тогда он и получает прозвище Аквамен.

В двух сценах из фильма герои открыто заявляют, что морской мир собирается идти войной на Землю, и причина этому — люди, которые годами загрязняют океаны. Первое упоминание звучит в завязке сюжета — антагонист-суперзлодей Повелитель Океана Орм рассказывает, что война морского и земного миров произойдет из-за тонн мусора в воде. Затем, чтобы остановить зло, Аквамен отправляется в путешествие со своей напарницей из Атлантиды, по пути она рассказывает о вреде, который нанесли люди морским жителям. Эти сцены не мотивируют зрителя резко стать борцом с мусором, но остаются в подсознании благодаря хитрым режиссерским уловкам.

Посмотри на Аквамена, а потом на себя

Фильм фантастический, а проблема — реальная. Люди загрязняют мусором не только сушу. Например, в северной части Тихого океана между Калифорнией и Японией находится гигантское скопление отходов: большое тихоокеанское мусорное пятно. Его площадь равна 1,6 млн кв. км, что больше трех площадей Испании. И это не единственная океаническая свалка, таких на планете пять.

Каждый год в мире погибает около тысячи морских черепах, которые запутываются в пластиковых рыболовных сетях. На побережье бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул экологи обнаружили мертвых черепах, в желудках которых были предметы антропогенного происхождения. Кроме рыболовных снастей были обнаружены и другие виды пластмасс, съеденные морскими обитателями.

Ученые уверяют, что пластиковые отходы, которые попадают в воду, оказываются в тарелке у человека. «Микропластик, съедаемый рыбой, делает ее ядовитой для людей. Съев такую рыбу, можно получить множество проблем со здоровьем, включая рак», — сообщил Геде Хендраван, исследователь из института океанографии Университета Удаяна.

Страны, омываемые морями и океанами, запускают программы по борьбе с отходами. Например, правительство Индонезии обещает к 2025 году на 70% сократить попадание пластика в океан.

К инициаторам по борьбе с глобальной катастрофой присоединяется бизнес. Крупные игроки рынка McDonald’s и Coca-Cola запустили программы по устранению из цикла производства материалов, загрязняющих окружающую среду. McDonald’s объявила, что к 2025 году вся упаковка продукции компании будет изготавливаться из перерабатываемого сырья. Компания Coca-Cola к 2030 году ставит цель собирать и отправлять на переработку 100% объема выпускаемой упаковки, а новые бутылки для напитков в среднем будут состоять из переработанного сырья на 50%.

Кино «пожирает» мозг

Идеи, которые лежат внутри фильма, имеют влияние на мозг человека. В 1994 году американским специалистом в области средств массовой коммуникации Дугласом Рашкоффом был введен термин «медиавирус» — когда медиасобытие вызывает изменения в обществе, влияя на сознание людей. Он написал книгу, где подробно рассказывает как это происходит. В числе «манипуляторов» есть и кино. Вирус работает с человеческими эмоциями и заставляет кинозрителя взглянуть на систему ценностей через фильм, обращая внимание на то, что происходит в окружающем его мире.

Предчувствие экологической катастрофы в «Аквамене» завуалировано и не стоит на первом плане. Очевидно, что создатели фильма и спонсоры нарочно включили в киноленту мотивацию, чтобы напомнить убирать за собой мусор. Осознанный зритель может легко извлечь это знание и попробовать разобраться в ситуации подробнее.

Автор

Анастасия Петренко