Женщины у руля

Семь российских и международных проектов, которые помогают начинающим предпринимательницам создавать бизнес и менять мир

Достижение гендерного равенства принесет мировой экономике $12 трлн к 2025 году — так гласит прогноз McKinsey Global Institute. Однако современному миру до этого далеко. Даже в развитых странах женщины часто получают зарплату меньше, чем мужчины, и сталкиваются с трудовой дискриминацией. Между тем, составляющая гендерного равенства — участие женщин в деловом мире наравне с мужчинами. И многие женщины к этому готовы. В подборке +1 — семь российских и международных проектов, которые помогают начинающим предпринимательницам создавать бизнес и менять мир.

Ликбез для бизнес-леди

Ежегодно с 2013 года компания Ernst & Young запускает в России образовательную программу «Деловые женщины » для начинающих предпринимательниц. Проект позиционируется как платформа для обмена опытом и место, где можно спросить совета у эксперта и сразу же воплотить его в деле. Женщины встречаются с лидерами бизнес-сообщества, чтобы узнать, как открыть компанию или создать собственный бренд, как удержать на плаву проект в кризис и уберечь его от поглощения, как найти инвесторов и работать с клиентами, как справиться со стрессом и эмоциональным выгоранием. По итогам программы проходит конкурс проектов, на который в 2018 году было подано рекордные 72 заявки.

Деньги на равенство

Некоммерческая организация H&M Foundation выделила $8,4 млн на стартовый капитал для 100 тыс. женщин из 20 стран. Деньги получили жительницы государств с низким качеством жизни и ограниченным доступом к образованию: Кот д’Ивуара, Непала, Замбии, Шри-Ланки, Перу, Иордании и других. Позже НКО основала программу Foundation 500, которая объединила 500 успешных предпринимательниц из 11 стран мира с работающими бизнес-проектами из разных сфер, от производства кирпича до разведения форели. Миссия программы — достижение гендерного равенства — совпадает с одной из Глобальных целей в области устойчивого развития ООН. С первой волной успешных историй Foundation 500 не закончился — в 2016 году было выделено $154 млн на второй этап обучения еще нескольких тысяч женщин.

Балансировка жизни

В 2014 году в России появился Women’s Leadership Forum (WLF) — платформа для взаимодействия женщин, которые ищут баланс в карьере и жизни. Вступая в сообщество, участница получает доступ к закрытому контенту сайта, право участвовать в встречах форума и посещать встречи с успешными представительницами бизнес-сообщества. WLF регулярно проводит менторские сессии, на которые приходят владелицы крупных компаний, топ-менеджеры корпораций, служащие государственных структур и общественные деятельницы. Предпринимательницы получают советы, вдохновение и поддержку, узнают секреты управления людьми и лайфхаки в преодолении стресса. Раз в квартал участницы WLF могут поучаствовать в закрытом собрании «клуба клубов » — объединения компаний, поддерживающих женское лидерство в России и в мире. Среди них Google, SPLAT, Johnson & Johnson и IBM.

Бренды мирового масштаба

В этом  году российский офис Google и Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России» создали виртуальную академию Women Digital Academy. На вебинарах начинающие предпринимательницы учатся тому, в каком направлении делать первые шаги при создании собственного проекта. Эксперты объясняют, где взять стартовый капитал и не угодить в юридическую ловушку, как эффективно продвигать компанию и понимать целевую аудиторию. На виртуальных площадках выступают те, кто путем проб и ошибок создали свой бизнес: основательница BioFoodLab и создательница известного бренда Bite Елена Шифрина, сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова, основатель и генеральный директор международной ультрапопулярной сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман и другие. Упор делается на практические решения проблем бизнеса в России. Участницам предлагают делиться своими историями успеха в соцсетях с хэштегом #женскихрукдело.

Ломающие внутренние барьеры

Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг создала международное женское комьюнити Lean In, которое сейчас объединяет 40 тыс. предпринимательниц из 160 стран мира. В сообществе участницы черпают опыт у представителей крупнейших мировых компаний, таких как Coca-Cola, Amazon и Google. Российские предпринимательницы могут воспользоваться возможностями Lean In, даже не покидая дома. Например, комьюнити выпускает подкасты, которые можно слушать через сайт сообщества или приложение, а через главную страницу сайта можно подписаться на онлайн-рассылку. Чтобы понимать философию проекта, можно прочитать книгу Шерил Сэндберг «Не бойся действовать» (в оригинале одноименно названию комьюнити «Lean In»).

Вдохновение на лидерство

В 2017 году «Билайн» основал клуб BeeWoman, нацеленный на повышение роли женщины в бизнесе через восприятие сути лидерства. Основной инструмент BeeWoman — внутренние встречи, на которых происходит обмен реальным опытом и прикладными советами. Спикерами клуба уже стали директором российского представительства Google Юлия Соловьева, генеральный директор Visa в России Екатерина Петелина, гендиректор AddWise Наталия Матусова, CEO компании «Базовый элемент» Гульжан Молдожанова и другие. Цель BeeWoman —не столько научить, сколько вдохновить женщин на перемены, помочь им стать компетентнее, снять внутренние барьеры и продемонстрировать возможности влиять на бизнес.

Хобби за деньги

В 1997 году при московском Департаменте труда и социальной защиты населения открылся бюджетный проект «Женский деловой центр ». Участницам программы могут стать те, кто раньше не имел ничего общего с деловой сферой — например, женщины, которые никогда не работали и сразу после вуза вышли в декрет. «Деловой центр» проводит конференции и мастер-классы с приглашенными гостями, которые рассказывают, с чего начать, как превратить хобби в способ заработка, как создать ИП и совместить семью и бизнес. С помощью центра женщины могут найти работу с гибким графиком или частичной занятостью, получить юридическая консультацию по трудовому законодательству и получить информацию о дополнительном образовании.

Автор

Елена Матвеева