Кто бережет парижский воздух

Парижский регион — один из крупнейших в Евросоюзе. Проблема загрязнения воздуха для Парижа довольно остра, и показатели загрязнения воздуха регулярно нарушают нормативы ЕС. О возможностях мониторинга и оповещения граждан рассказала +1 директор по коммуникациям общественной организации Airparif Амели Фритц.

Airparif — общественная организация, анализирующая и распространяющая информацию о качестве воздуха Парижского региона, на территориях исторической области Иль-де-Франс — Малой Франции. Airparif объединяет четыре коллегии из представителей разных структур: национального министерства Франции (Министерство окружающей среды и Министерство здравоохранения), органов местного управления территориями, крупнейших загрязнителей (прежде всего, энергетических компаний), а также негосударственных организаций. Годовой бюджет Airparif составляет до €6 млн в год.

— Как вы охарактеризуете нынешнее качество парижского воздуха?

— За последние 10 лет оно улучшилось: если в 2007 году 4 млн жителей регулярно подвергались пиковым показателям загрязнения, то сейчас этот показатель — 1,5 млн. Хотя и это тоже цифра немалая. Из важных проблем выделю длящееся загрязнение вдоль крупных автомагистралей, высокие его уровни в парижском «котловане» (непродуваемом, плотно застроенном центре города) и у любых других районов плотной застройки. Но все же метеорологические условия в регионе довольно удачные. Нас не окружают высокие горы, рельеф довольно плоский и ветра «раздувают» загрязнение. Выпадает много осадков, что также приносит положительный экологический эффект. Основной источник загрязнений, как и в большинстве других городов ЕС, бензиновый или дизельный автомобильный транспорт. ЕС обязывает свои страны постоянно следить за качеством воздуха, а также принимать срочные меры при пиках, эффективные в среднесрочном и долгосрочном периоде. У нас часто бывают двукратные превышения норм Евросоюза — в основном по диоксиду азота или взвешенным частицам. Бывает, что пиковые загрязнения приходятся на один день из каждых пяти. Евросоюз часто обвиняет нас в превышении норм, выписывая штрафы за каждый день, так что общая их сумма за год может составить несколько миллионов евро.

— И Франция платит эти штрафы?

— Пока нет, наши власти продолжают судиться. И мы бы предпочли отдать те же деньги на конкретные мероприятия, снижая загрязнения, а не в общий бюджет ЕС. 17 стран ЕС регулярно нарушают нормы загрязнения воздуха. Из их крупных агломераций выделяют как раз Лондон и Париж. Но наши страны сами продолжают внедрять сложнейшие административные и технологические меры, которые, можно надеяться, приведут к улучшению качества воздуха. По статистике ЕС, загрязнение воздуха приводит к 600 тыс. все более ранних смертей в год, что при экономическом пересчете составляет €100 млрд ущерба. Аналогичный показатель во Франции — €48 млрд (или 2,2% ВВП страны).

— Всегда ли система наблюдений за качеством воздуха была независима от государства?

— Airparif основали в 1979 году, решив изначально, создавать ее негосударственной. Французы не всегда относятся с доверием к властям и часто полагают, что государство от них что-то скрывает. Поэтому Airparif зарегистрировали как независимую общественную организацию, под управлением национальных и муниципальных властей, промышленных предприятий и экологов. С 1996 года мы аккредитованы в качестве официальной организации региона, проверяющей состояние воздуха, так что теперь нашу работу регулируют еще и европейские директивы.

— Сколько у вас сейчас есть точек наблюдения?

— Всего по региону есть 60 станций трех типов. Первый — «глубинные», в удаленной от загрязнения точке, скажем, в центре двора или парка. Они дают данные о минимальном уровне неизбежного загрязнения. Второй тип станций — те, что прямо на дорогах, где много транспорта. Третий тип — «высотные» — подняты на 320 метров Эйфелевой башни и на арку Дефанс. Их данные мы используем в научных исследованиях. Изучаем и то, как распределяется загрязнение. Поэтому датчики спрятаны в электрошкафах на Елисейских полях, на бульваре Осман, рядом с крупными магазинами, в аэропорте — по всему Парижу.

— Вы даете конкретные рекомендации городским властям?

— Да, мы регулярно передаем им данные мониторинга, а также прогнозы загрязнения воздуха и размещаем их на нашем сайте, с доступом для жителей и гостей города. Такие данные представлены в различных формах: более научные для исследователей, а более популярные — интерактивные карты или практические рекомендации — неспециалистам. С нашими докладами связаны временные ограничения на въезд определенного транспорта, планирование изменений в дорожном движении, например, для создания парка на берегу Сены.

— И каков результат?

— Конкретно на набережной ситуация улучшилась, зато она ухудшилась вдоль других близлежащих автотрасс, на которые и перенаправили поток.

— А сколько загрязнителей вы отслеживаете?

— Их 60, хотя по воздуху во Франции всего 15 регламентированных загрязнителей. Но и по остальным идут исследования. Так основными остаются три загрязнителя воздуха: диоксид азота, взвешенные частицы, озон.

— Существуют ли дополнительные объекты мониторинга качества воздуха?

— Недавно мы проводили исследование по 40% яслей, которые подвергаются рискам повышенного загрязнения воздуха по диоксиду азота. Есть аналогичные данные по больницам, школам, домам престарелых, спортивным центрам, стадионам.

— Какие еще рекомендации жителям крупных городов вы можете дать?

— Постоянно проветривать. На улицах выбирать маршрут передвижения по улицам с меньшей транспортной нагрузкой. Автомобилисты не только массово загрязняют атмосферу, но и сами дышат очень плохим воздухом. Ходите по паркам — вот где качество воздуха действительно лучше, а еще — занимайтесь спортом в парках!

— Насколько проблема загрязнения воздуха волнует жителей Парижа?

— Проблема номер один: у жителей есть ощущение, что качество воздуха ухудшилось. И по статистике видно, что они ошибаются. Вырос спрос на эту информацию и требовательность горожан тоже. Качество замеров выросло. Но ситуация в Париже, однозначно, многим лучше, чем в 50-е годы, несмотря на отличия в загрязнителях. Власти потребовали не использовать бензин с содержанием свинца, и проблема отпала. Технологии меняются вместе с привычками людей. Качество воздуха, надеюсь, будет и дальше улучшаться — по крайней мере, сейчас именно такая тенденция.

Беседовала

Ангелина Давыдова