Зловонная свалка рядом с городом, намерение властей построить мусоросжигательный завод или открыть новый полигон — все это симптомы мусорного кризиса, разразившегося в Московской области. Что делать, как бороться за решение проблемы отходов, на какие законы и знания опираться — рассказывает руководитель движения «ЭКА» Татьяна Честина.
О том, что наступит и усугубится мусорный коллапс, эксперты и экологические организации говорят уже десятилетиями — как и о системных мерах для решения проблемы и снижения нагрузки на свалки. Теперь эти меры — вместо поступательного внедрения в предыдущие годы — нужно принимать в экстренном порядке, а жителям требовать их от властей и самим вносить вклад в их реализацию.
Нужно полномасштабное внедрение раздельного сбора — когда соответствующая инфраструктура есть в каждом дворе, и она прозрачна, то есть жители понимают, куда отходы едут на досортировку и переработку.
Это поможет загрузить перерабатывающие предприятия — по сообщению Минэкологии Московской области, в регионе их насчитывается 432, и почти все испытывают дефицит вторсырья. Также срочно пора вводить сбор пищевых отходов для компостирования и производства биогаза — их, по официальным данным, на подмосковных свалках 34%.
Кроме раздельного сбора нужно реализовывать первый приоритет госполитики в этой сфере — использование исходных ресурсов и сокращение образования отходов. Целый ряд мер на государственном уровне может вернуть вторсырье в хозяйственный оборот. Такие меры описаны в специальном докладе Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте.
Параллельно нужна просветительская работа по вовлечению жителей в раздельный сбор. Им нужно доступно объяснять, как и зачем его практиковать и как снижать образование отходов.
Если ввести все эти меры, то оставшийся мусор можно компактировать и депонировать на оснащенных по современным требованиям, безопасных полигонах, каковых в Московской области сейчас нет. Освобожденный от пищевых и опасных отходов мусор не будет вызывать наблюдаемые сейчас негативные последствия. Также сохранится возможность неперерабатывамые на сегодня отходы извлечь и переработать.
Мы видим масштабную пропаганду строительства мусоросжигательных заводов, которые эксперты оценивают как самый дорогой и стратегически тупиковый способ, связанный с многочисленными социально-экологическими рисками.
Это противоречит ФЗ «Об отходах», где в приоритетах госполитики (п.2 ст.3) мусоросжигание стоит на последнем месте. А на практике оно получает наибольшую поддержку.
Опыт стран, использующих мусоросжигание, рассматривается однобоко и примером для подражания в любом случае служить не может. Так, в начале 2017 года вышло коммюнике Еврокомиссии, в котором европейским странам рекомендуется отказываться от мусоросжигания и его господдержки, сокращать образование отходов, развивать переработку и внедрять принципы циклической экономики.
Ответственность за мусорную проблему несет каждый из нас — поэтому параллельно с требованиями к властям нужно:
— уменьшать количество отходов — снижать использование всего одноразового и заменять на многоразовое — например, пластиковый пакет на многоразовую сумку, отказывать от избыточной упаковки, отдавать старые вещи тем, кто в них нуждается;
— поставить измельчитель для пищевых отходов — диспоузер — или использовать устройства для их домашнего компостирования;
— сдавать отходы в переработку: пункты приема вторсырья можно найти на карте Recyclemap. Можно добиваться раздельного сбора во дворе — как в ТСЖ «В Раменках». Этого можно требовать от управляющих компаний или региональных операторов в Москве;
— вовлекать в процесс других людей, собирать единомышленников. Объединение инициативных групп для решения мусорной проблемы уже идет. Например, люди собирают средства на проведение в лабораториях независимых анализов загрязнений, чтобы действовать на основе достоверной информации.
Все это реально: в столице Словении Любляне с помощью этих мер за пять лет добились 60% переработки, и ее уровень растет. А в итальянском городе Тревизо он уже составляет 85%. В Калифорнии поставили цель «Ноль отходов» и движутся к ней. В местной администрации даже есть одноименный департамент. Так уже происходит в Саранске и в целом ряде российских городов (в том числе в ближайшем Подмосковье — в Мытищах).
Этих мер и нужно добиваться жителям Волоколамска. И всех, кого сегодня задевает мусорная катастрофа или заденет завтра. Причем не только от властей Московской области, но и от властей Москвы, откуда на подмосковные полигоны поступает почти 2/3 отходов.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Татьяна Честина, руководитель движения «ЭКА»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции