Корреспондент «+1» подводит итоги мусорного коллапса в Подмосковье и осмысляет его последствия для будущего страны.
Мусорный скандал стоил поста главе Волоколамского района Евгению Гаврилову. В пятницу, 23 марта, стало известно, что его отправили в отставку. Случай беспрецедентный: впервые чиновник такого уровня снят после массовых народных выступлений. Рассказываем, как это было.
Многотысячный митинг жителей Волоколамска против свалки в деревне Ядрово прошел накануне выборов президента России. Это было чистое совпадение. Полигон в Ядрово существует очень давно, с 1979 года. Это была локальная свалка местного значения. С конца лета сюда стали завозить колоссальное количество мусора со свалок, закрытых в окрестностях Москвы. По не выясненным пока причинам свалка уже с сентября 2017-го стала источником омерзительного запаха, который распространялся на десятки километров и периодически накрывал сам Волоколамск. К январю проблема стала невыносимой. Люди не стали терпеть и вышли на улицы. А тут выборы.
Власти (но неизвестно, какие именно) решили реагировать своим обычным методом. Были наняты интернет-боты, которые заявляли, что на самом деле никакой вони нет, а ситуацию раскачивают перед выборами местные «олигархи», преследуя чисто политические цели.
Для закрепления этой позиции в Волоколамск прибыл известный журналист с подмоченной репутацией Андрей Караулов. Вскоре после визита в город пранкеры разыграли журналиста. Ему позвонили от имени главы Волоколамского района Евгения Гаврилова. В разговоре с «Гавриловым» человек, голос которого напоминает голос журналиста Андрея Караулова, изложил планы вышвырнуть из страны организатора протестов, местного активиста Артема Любимова.
Артемий Любимов — тот самый «Артемка», которого приказано было «мочить» ботам. Прошли выборы президента, явка в Волоколамске оказалась довольно низкой, 44%. Это было тем более неприятно местным властям, что именно в Волоколамске в декабре случилась знаменитая утечка «плана 70 на 70» (главам регионов предписано обеспечить явку в 70% , таким же должно было быть число голосов за Владимира Путина)
21 марта утром мне стали звонить мои знакомые из Волоколамска и рассказывать, что город накрыла невероятная вонь. Она была необычной даже для привыкших к выбросам свалочного газа жителей. Через два часа после этих звонков стали поступать сообщения, что четырех школьников забрала «Скорая» прямо с уроков. Диагноз — отравление неизвестным газом.
Часам к трем отравившихся стало более пятидесяти человек. Далее очевидцы, с которыми я разговаривал, излагают канву так.
У больницы, куда свозили детей, собрались их родители, к ним стали присоединяться другие жители города. Впоследствии СМИ подсчитают, что всего возле больницы собралось около 700 человек. Когда «подтянулся» ОМОН, показания расходятся, но он в ситуацию не вмешивался.
В какой-то момент вместе приехали губернатор Московской области Андрей Воробьев и глава района Евгений Гаврилов. Они зашли в больницу. В больнице Воробьев пожелал детям «не болеть». Далее он пообещал вывезти волоколамских детей из города и развести по санаториям. Впоследствии в правительстве области опровергли слова Воробьева, заявив, что речь шла не об эвакуации, а об отправке детей «в места отдыха» во время каникул.
Но затем появились сообщения, что чиновники уже подбирают для детей подходящие санатории. Все это выглядит загадочным: зачем обещал? Зачем опровергали? Что все-таки вынудило эвакуировать детей? Будут ли они эвакуированы на самом деле?
Выйдя из больницы, Воробьев кратко сказал на телекамеры несколько слов, и, не вступая с народом в диалог, отправился к машине. Это была его ошибка. Толпа взорвалась. В Воробьева и Гаврилова полетели снежки.
Соцсети облетело видео, где одна девочка, подобравшаяся к губернатору, делает в его сторону жест «тебе кирдык».
Чиновники заметались. Они было попытались скрыться в больнице. Но тут Воробьева окружила охрана и очень профессионально вывела к автомобилям. Чиновника удалось эвакуировать. Гаврилову повезло меньше. Сначала ему пришлось объясняться с народом. Люди на тот момент выражения не подбирали, обещание «засунуть очки в ж**у» было самым мягким. Гаврилова несколько раз ударили по голове, толкнули и отодрали капюшон. Некоторые сообщали, что главе района сломали нос, но это не подтвердилось.
Чем это закончится, предсказать сложно, но, скорее всего, полигон придется закрыть, а чиновники лишатся своих постов. Налицо поражение власти. Одно из немногих разгромных за последнее время, едва ли не единственных, и очень показательных. И власть проиграла, вот почему.
Систему управления страной, которая сложилась без малого 15 лет назад после отставки неудобного премьер-министра Касьянова, можно охарактеризовать как «управление иллюзиями». Считается, что реальная ситуация не имеет никакого значения. Статистика зачастую подтасовывается. Федеральные СМИ большей частью находятся под контролем. Явка обеспечивается за счет административного ресурса. Колоссальные усилия тратятся на то, чтобы создать иную реальность. И практически ничего не делается для изменения «реальной реальности». Картинка на ТВ все, действительность — ничто. Аналитики назвали это «постправдой» или «постреальностью», но суть от этого не меняется. Власть управляет настроением людей, а не реальными объектами вроде дорог, труб или заводов.
Если все-таки факты становятся слишком вопиющими, и их нельзя замолчать, просто выкупив в центральных СМИ «блоки» (блок — запрет на негативное освещение той или иной темы), вступает в игру теория заговора. Бастующие дальнобойщики мечтают об оранжевой революции. Людей на митинг вывели наемники украинских спецслужб. В принципе это работает. Было бы глупо отрицать, что иностранные разведки в самом деле существуют и делают свое дело.
В Волоколамске излюбленный прием про агентов Запада, которые портят воздух, выглядел комично, но не более комично, чем всегда. Уверения ботов, что воздух в Волоколамске чист, глупо, но не более глупо, чем обычно выглядят темники, по которым работают боты. Но что-то все-таки пошло не так.
Воробьев недаром потянулся сразу к телекамерам, к своей искусственной реальности, где ему все знакомо и комфортно. Но реальная реальность кинула в губернатора снежок, и в этот момент Воробьев, вероятно, впервые в жизни осознал, что Волоколамск существует. Что его жители существуют. Причем настолько, что могут кидаться снежками. Снежок разрушил сакральность, которую власть более десятилетия выстраивала вокруг себя. После снежка можно было все, и капюшон у Гаврилова оторвать, и «кирдык» Воробьеву показать.
А что ОМОН? ОМОН стоял и не вмешивался. В этот момент все прекрасно понимали: малейшая попытка действий ОМОН против толпы вызовет взрыв.
Возможно, даже по всей стране. Это была новая ситуация, но силовики, которых принято считать чуть ли не «сатрапами режима», мгновенно приняли единственно правильное решение. В самом деле, если власть виртуальна, и привыкла решать вопросы виртуально, зачем ей дубинки? Пусть губернатор разожмет кулак, из него вылетит лазерный луч, и поднимет Воробьева в воздух. Пусть Гаврилов, как в фотошопе, удалит неприятную толпу. Ведь власть обладает такими сверхспособностями.
Волоколамск для всей страны обозначил момент великого поворота. Поворота к реальности.
Власть будет меняться: прежде всего, конечно, персонально. Когда-то под Волоколамском произошли события, которые спасли Москву от завоевания внешним врагом. Возможно, этот город спас Россию еще раз.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Алексей Морозов
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции