Ученые: добыча металлов на дне океана может разрушить глубоководный мир

Эксперты призывают изучить все возможные риски для уникальных экосистем возле гидротермальных источников

Ученые из Университета Дьюка (Duke University, США) призвали обратить внимание на то, как подводная добыча полезных ископаемых может отразиться на целостности экосистемы океанов. Эксперты высказали опасения, что из-за разработки подводных залежей полезных ископаемых могут пострадать редкие малоизученные виды морских обитателей, пишет издание The Verge.

Сейчас активной добычей полезных ископаемых со дна океана занимается Япония. В районе самого крупного острова японского архипелага Рюкю, Окинавы, на глубине 1,5 км ниже уровня моря находится «месторождение» драгоценных металлов. Там действуют гидротермальные источники, так называемые черные курильщики, через которые в океан попадает высокоминерализованная горячая вода, содержащая частицы металлов. При контакте с холодной водой они оседают на дне океана. Глубоководная горнодобывающая промышленность страны получает на этом месторождении цинк, золото и другие металлы, которые используют в производстве смартфонов.

Гидротермальные источники были обнаружены в 1970-х гг., и с тех пор они остаются объектами пристального внимания ученых. Территорию рядом с ними населяют различные живые и сложные существа, о которых практически ничего неизвестно. Они существуют на основе хемосинтеза (организмы для построения своего тела используют неорганические вещества почвы, воды и воздуха). В восточной части Тихого океана вокруг гидротермальных источников живут огромные черви, а в юго-западной части — два уникальных вида улиток. Возле «черных курильщиков» у Антарктиды живут крабы-йети (Kiwa hirsuta), получившие свое имя из-за внешнего вида — они белые и полностью покрыты ворсинками. Это не волосы в привычном понимании, а перистые щетинки, в которых живут бактерии, которые очищают воду из источников от содержащихся в них ядовитых веществ. Есть мнение, что этими же бактериями питаются крабы.

«Там встречается много странного и удивительного. Это самое близкое соприкосновение человечества с чужеродными формами жизни», — считает эколог, профессор Университета Дьюка Эндрю Талер (Аndrew David Thaler).

Добыча полезных ископаемых может поставить под угрозу существование уникальных видов живых существ, поскольку разработка предполагает измельчение породы для доставки ее на поверхность. «Иного способа нет. Что бы там не добывалось, все живое уничтожается», — добавляет Талер.

Восстановление «черных курильщиков»

По словам эколога, «черные курильщики» умеют восстанавливаться. Так, из опыта наблюдений Талер знает, что после извержений подводных вулканов источники постепенно восстанавливаются из-под лавы и вновь начинают функционировать спустя примерно десятилетие. Однако, как отмечает Синди Ли Ван Довер (Cindy Lee Van Dover), профессор Университета Дюка, неизвестно, какой объем разрушений смогут выдержать отверстия гидротермальных источников во время добычи полезных ископаемых.

Кроме того, источники содержат токсичные химические вещества — свинец, мышьяк. Неизвестно, что будет с окружающим их животным миром и ближайшими прибрежными зонами, если случится авария при добыче и произойдет разлив.

Регулирование работ на дне

За тем, как ведутся подводные разработки полезных ископаемых, следит Международный орган по морскому дну (International Seabed Authority, ISA) — организация, созданная на основании Конвенции ООН по морскому праву. ISA выдала 25 контрактов странам на подводную разведку полезных ископаемых. Никаких крупных разработок пока не ведется, поскольку организация еще не выяснила до конца, как именно глубоководная добыча влияет на природу. ISA взяла на себя обязательство к 2020 г. разработать кодекс экологических нормативов разработки полезных ископаемых. Как предположило издание The Verge, к 2025 г. в океане могут появиться крупные разработки подводных месторождений.

Талер убежден, что человечество должно сделать все возможное, чтобы защитить гидротермальные источники, поскольку они могут послужить источниками уникальных знаний о планете и природе. «Странные существа живут в абсолютной темноте, среди токсичных веществ. Глубоководный мир — наше космическое пространство. Но оно полно живых существ, которые живут вопреки всему, бросая вызов нашему восприятию жизни», — говорит Талер.