Наблюдение из космоса за углеродными выбросами позволило описать их сезонность

Ученые расшифровали новые данные со спутника NASA

Спутник NASA фиксирует углеродные выбросы по всей планете. Особенно масштабны загрязнения зимой, что вынуждает ученых по-новому взглянуть на процесс глобального потепления. Выводы исследователей публикует журнал Science.

Орбитальная углеродная обсерватория-2 (OCO-2) была запущена американским космическим агентством в 2014 г. Миссия спутника состоит в том, чтобы исследовать, как углекислый газ, один из основных парниковых газов, образующийся при сжигании ископаемого топлива, перемещается по Земле и как он изменяется с течением времени.

«Данные свидетельствуют о поразительных изменениях в углеродном цикле в Северном полушарии со сменой времен года, — говорится в докладе. — Весной углерод активно поглощают наземные растения. Однако в зимний период поглощение углерода растениями минимально, а разрушение или распад растительного материала отдает углерод обратно в атмосферу».

По мнению специалистов, этот цикл в сочетании с постоянными выбросами от сжигания углеродного топлива в Китае, Европе и на юго-востоке Соединенных Штатов означает, что севернее экватора уровень парниковых газов достигает сезонного максимума в апреле. А затем, в продолжение весны и в течение летних месяцев, растения снова улучшают экологическую ситуацию.

Эксперты предупреждают, что тенденция будет лишь ухудшаться.

По свидетельству еще одного исследования, также опубликованного в Science, глобальное океаническое течение Эль-Ниньо в последние годы привело к заметному росту выбросов углерода в тропиках.

«Из-за колебаний температуры воды в Тихом океане в 2015 г в атмосферу выделилось на 2,5 гигатонны углерода больше, чем в 2011 г. В результате чего в Южной Америке сократилось количество осадков, а в Африке повысилась температура воздуха», — сказано в документе. В азиатских же тропиках повышенный уровень углерода в основном был вызван сжиганием биомассы.

К концу века климатические изменения приведут к дальнейшему уменьшению дождей в Южной Америке и усилению жары в Африке, и тропики будут и дальше служить своеобразным буфером для выбросов парникового газа, поскольку именно там леса поглощают так много углерода.