Свалка или переработка?

Бумага, стекло, пластик, фольга, картон сохраняют продукт, «продают» его нам. Сами же потом отправляются на свалку, фактически медленно убивая планету. А ведь жизненный цикл твердых бытовых отходов нередко в разы превышает максимальный человеческий возраст.

В рамках освещения грядущей конференции «Управление изменениями. Экология» Plus-one.ru начинает цикл материалов о переработке и утилизации ТБО. Мы расскажем, как эти процессы построены за границей, и что происходит с ними в России.

Свалка под Новосибирском, где скоро начнется строительство мусоросортировочных заводов

Общий объем упаковочной тары в мире растет. Так, в 2000 году производили 150 млн тонн, в 2015-м — уже 225 млн тонн, а к 2030 году эксперты прогнозируют еще плюс 30%. Для наглядности представьте себе протянувшуюся от Москвы до Иркутска цепочку груженных мусором КамАЗов, которая через десять-двенадцать лет дойдет до Благовещенска. Таковы мировые объемы упаковки сегодня.

По данным «Гринпис», в России ежегодно на свалку попадает 70 млн тонн бытовых отходов. Из них, как утверждает Аналитический журнал упаковочной индустрии, упаковочная тара составляет 20% по весу, а по объему на ее долю может приходиться до 70%. Иными словами, 14 млн тонн упаковки ежегодно вывозят на российские полигоны. Хотя это — как раз та часть продукции, переработку которой можно предусмотреть и контролировать.

Франция с 1992 года добилась ресайклинга тары с уровня в 18% до 67% и поставила перед собой цель к 2022 году довести показатель до 100%. В 1975 году французы приняли закон, который гласит: кто загрязняет, тот и платит. Однако его эффективность проявилась не сразу.

Инь и Янь по-французски

Логотип в виде двух направленных друг на друга зеленых стрелок в круге похож на китайский символ «инь-ян». Его можно увидеть на всех французских товарах. Логотип сообщает, что упаковку можно переработать, и гарантирует это частная компания «Эко-Эмбалаж» (Eco-Emballages). Название так и переводится — экоупаковка. Компанию организовали в 1992 году после принятия закона о расширенной ответственности производителя. Цель создания «Эко-Эмбалаж» — внедрение системы сортировки и переработки тары. Фирма некоммерческая, но частная, и все процессы в ней построены как в обычном бизнесе. Компания выгодно отличается открытостью: вся информация о ее деятельности доступна, проверки счетной палаты и других властных структур проходят регулярно.

«Мы — фактически монополисты, хотя формально нигде в законе ничего подобного не сказано; и, конечно, у нас могут появиться конкуренты. Свои полномочия получаем на шесть лет, после чего должны снова подавать заявку, изложив план будущих действий. После чего нам продляют — или не продляют, — полномочия на следующий срок», — поясняет советник генерального директора «Эко-Эмбалаж» Жоан Леконт.

«Эко-Эмбалаж» занимается сортировкой и переработкой только тары от продуктов, используемых в домашнем хозяйстве. Всего во Франции ежегодно остается 5 млн тонн упаковки, из которых 2,4 млн тонн стекла, 1,2 млн тонн пластика, 1 млн тонн картона, 300 тыс. тонн стали и 100 тыс. тонн алюминия. До появления «Эко-Эмбалаж» тару можно было или сжечь, или выбросить. На сегодняшний день из этих 5 млн тонн упаковочных материалов 3 млн идет на переработку, 1 млн сжигают с получением электроэнергии на выходе, а оставшийся миллион все-таки отправляется на свалку.

Задача компании — добиться, чтобы на полигоны не вывозилось абсолютно ничего. Сегодня «Эко-Эмбалаж» объединяет 50 тысяч производителей и переработчиков упаковки и почти 37 тысяч местных самоуправлений. В результате 99,8% французов получили возможность сортировать бытовые отходы. Кроме того, существование «Эко-Эмбалаж» позволило создать 28 тысяч дополнительных рабочих мест.

Как они это делают?

«Скажите, какие у вас штрафы за неразделенный мусор, или есть какой-то повышенный тариф?» — спрашивают журналисты представителя «Эко-Эмбалаж».

«Мы не наказываем, лишь объясняем, что нужно сортировать и как. Сортировка — вклад каждого гражданина в борьбу с изменением климата», — отвечает Жоан Леконт. Добавляя, что французы, которые не против разделять мусор, уже делают это. Остается группа упертых, которые не хотят и не будут. И сейчас сотрудники «Эко-Эмбалаж» как раз размышляют, как их уговорить.

А начиналось все с того, что в каждом доме поставили второй бак для мусора — только для тары. Рядом с баком написали, что именно туда можно бросать. Например, 20 лет назад была возможность переработки только пластиковых бутылок (без пробок). Поэтому жителей просили свинчивать пробки и кидать бутылки без них. Когда перерабатывать пробки научились, повесили новую инструкцию: «Кидайте с пробками».

«Чтобы отсортировать упаковку, надо три секунды раздумий, — говорит Леконт. — Второй мусорный бак, обычно желтого цвета, вывозят на специальные точки сбора. Там также сдают новогодние елки, старую технику, одежду. В общем, удобно: в одном месте можно пристроить все».

Из пункта сортировки вторсырье отправляется на переработку: 90% утилизируют во Франции, 10% — в других европейских странах. В отдельных случаях производитель забирает свою упаковку сам: например, так делают многие фермеры. Но у крупных компаний это не всегда получается.

Например, минеральную воду «Виттель» разливают в горах. И чтобы вернуть туда стеклянную тару, необходимы огромные затраты. В таких случаях более эффективен сбор пустых бутылок самими потребителями.

Содержимое желтого бака сортируют и прежде всего разделяют пластик по видам. В результате получаются блоки однородной упаковки.

В России тоже есть многообещающие начинания. Сортировка отходов на вторсырье, г. Пенза

Во Франции — 218 сортировочных центров, отправляющих бытовые отходы на 300 специализированных предприятий переработки. Далее вторсырье везут на заводы-изготовители.

Уговорить гражданина

Во Франции пропагандой разделения мусора занимаются все входящие в «Эко-Эмбалаж» переработчики, производители и муниципалитеты. Компания организует просветительские акции с участием радио и телевидения, оплачивает эфирное время для рекламных роликов. Эффективны обходы домов с рассказами, как нужно раздельно собирать мусор; помогает и работа с консьержами. На остановках размещают плакаты с призывами сортировать упаковку, проводятся уроки в школах. Активно используются местные некоммерческие организации и сообщества: они не всегда связаны с экологией, но имеют большое влияние на мнение граждан.

Сами бренды на упаковке и в своих рекламных проспектах размещают информацию об успехах по переработке и «зеленых» инициативах. Это — тоже коммуникация: покупатели понимают, с какой целью они разделяют бытовые отходы.

Под влиянием системы переработки, ряд брендов пошел на изменение тары. Так, один французский производитель йогуртов фасовал их в глиняные горшочки. Приятно и удобно; но, к сожалению, горшочки нельзя было переработать. Тогда специалисты компании разработали упаковку из пластика, которая по виду и на ощупь похожа на глиняный горшочек, но как раз этот стаканчик можно пустить на вторсырье.

Аналогичная история произошла с местным поставщиком готовых сэндвичей. Первоначально их продавали в контейнерах из семи различных видов пластика, отделить которые друг от друга было невозможно. В конце концов, пластиковую упаковку сделали из одного вида, решив проблему утилизации.

«При нынешних технологиях нельзя переработать 100% упаковок, но 69% реально. Однако, на мой взгляд, через 5-10 лет сжигать упаковку уже точно не будут: технологии развиваются, и возможности переработчиков возрастают», — отмечает Леконт.

В России пока нет компании, подобной «Эко-Эмбалаж». По мнению спикера экологической конференции, главы некоммерческой ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК) Любови Меланевской, причина — в отсутствии надлежащей законодательной базы. Хотя в стране уже действует закон о расширенной ответственности производителя, создать сейчас организацию как во Франции крайне сложно.

Однако ее коллега из Организации объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO), руководитель НМЦ «Управление обращением с отходами и вторичными ресурсами» ФГАУ «НИИ «ЦЭПП» Минпромторга России и спикер экологической конференции Владимир Марьев считает, что и в существующих условиях отдельные компании успешно решают проблему переработки своих отходов.

Например, как это сделали производители автомобильных шин. Во исполнение закона об ответственности производителя, в России был создан Экошинсоюз, занявшийся организацией процесса утилизации покрышек и получением необходимой отчетности для своих учредителей. Это первый прецедент в России. О том, как Экошинсоюз работает, какие задачи выполняет и во сколько обходится учредителям, Plus-one.ru расскажет в следующем материале.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Парамонова