Саранск сортирующий

Как одной компании удалось изменить систему обращения с отходами в российском городе

Реформа мусорной отрасли в России дала регионам широкие полномочия по управлению отходами и максимально эффективному их использованию. Корреспондент «+1» побывал в Саранске, где реализована одна из наиболее экологически и экономически эффективных схем обращения с отходами, и выяснил, как можно извлекать прибыль из переработки мусора даже в российской глубинке, а также почему непоследовательное госрегулирование осложняет жизнь тем, кого бы стоило поддерживать.

Полезный мусор

В недавнем рейтинге Гринпис России Саранск был назван самым удобным городом для раздельного сбора отходов с точки зрения доступности инфраструктуры: 80% горожан не нужно нести вторсырье дальше собственного двора. Этого удалось достичь усилиями единственной компании. Крупнейший оператор по обращению с отходами в Мордовии ООО «РЕМОНДИС Саранск» пришел в регион в 2011 году. Сегодня у компании более 5 тыс. контейнеров, в том числе для раздельного сбора мусора, линия для сортировки и обработки отходов упаковки и вторсырья и автопарк из 35 единиц мусоровозов и спецтехники.

Непосредственно в Саранске (около 300 тыс. населения) компания установила 740 специальных контейнеров для раздельного сбора мусора: бумажной упаковки, картона, пластика, ПЭТ-бутылок и других фракций. Ежемесячное обслуживание системы — зарплата персоналу и амортизация оборудования — обходится примерно в 1 млн руб. Тем не менее дело это прибыльное, утверждает директор компании Светлана Бигессе: «Месяц на месяц не приходится, так как цены на рынке колеблются — сегодня, например, макулатура стоит 5 тыс. руб. за тонну, а недавно стоила 9 тыс. руб. Но в целом удается покрывать расходы и даже получать прибыль. Поэтому мы много сил вкладываем в увеличение потока чистого вторсырья».

Для этого компания проводит просветительскую работу среди населения — по словам госпожи Бигессе, она приносит заметные результаты. Если в первый год внедрения раздельного сбора отходов в контейнерах оказывалось 40–50% смешанного мусора и за первые полгода более сотни контейнеров пришлось заменить новыми, так как их поджигали и «угоняли» — то сегодня вандализма нет, доля смешанного мусора составляет меньше 10%, а объем собираемого пластика за четыре месяца после установки специальных контейнеров для пластиковых бутылок увеличился в пять-шесть раз. Поэтому компания за четыре месяца установила поэтапно 225 новых контейнеров для пластиковой упаковки.

Отходы туда и обратно

До начала работы в Саранске Светлана Бигессе объехала несколько регионов Поволжья, однако только чиновники Мордовии оказались заинтересованы в раздельном сборе и переработке отходов. Сейчас компания работает в четырех районах республики — прежде всего это десятки сельских поселений, где раньше вообще не было сбора и вывоза мусора. Раздельный сбор пока доступен только жителям Саранска, но схему планируется постепенно распространить на всю зону деятельности РЕМОДИСа.

Из Саранска мусор отправляется в одном из трех направлений. Спрессованную макулатуру везут в Пензу — на ближайшую бумажную фабрику ОАО «Маяк». Как и многим российским перерабатывающим предприятиям, пензенской фабрике не хватает вторсырья. Аналогичная ситуация на тверском заводе ГК «Экотехнологии» — крупнейшем в России переработчике ПЭТ. Сюда из Саранска привозят полимерное сырье.

Но на сортировку и дальнейшую переработку из всего саранского мусора попадает лишь около 12% (доля макулатуры в общем объеме составляет более 70%) — основная часть направляется на полигон для захоронения. Компания планирует увеличить долю отходов, идущих во вторичную переработку, до 30% в ближайшие два года — за счет поэтапного увеличения количества контейнеров для раздельного сбора вторсырья, создания новой мусоросортировочной линии и продолжения просветительской работы среди жителей.

Саранск входит в число городов—организаторов чемпионата мира по футболу-2018. В качестве основного приоритета концепции по обращению с отходами оргкомитета FIFA декларируется «минимизация негативного воздействия на компоненты окружающей среды от образующихся во время мероприятий чемпионата отходов, использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, формирование ответственного отношения участников мероприятий к обращению с отходами в интересах будущих поколений». Это возможно реализовать через систему раздельного сбора отходов с обеспечением дальнейшей переработки вторсырья. Саранск уже сегодня отвечает этим требованиям.

Жечь или не жечь?

Успешный опыт не гарантирует РЕМОНДИСу светлого будущего в регионе. Согласно новой редакции закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ближайшее время в республике пройдет конкурс на выбор регионального оператора. Если компания его не выиграет, ей, возможно, придется уйти из республики, так как неочевидно, что «новая метла» поддержит развитие уже построенной системы — у регионального оператора будет достаточно других забот. И местные чиновники, и Светлана Бигессе отмечают непроработанность новой редакции закона об отходах и отсутствие необходимых разъяснений к нему. Так, документ не учитывает, что у регионального оператора возникают финансовые риски, связанные с работой в сельской местности, где систему вывоза отходов придется выстраивать с нуля. По предварительным подсчетам, инвестиции только в создание современной системы логистики сбора и вывоза отходов во всех муниципальных образованиях республики составят около 200 млн руб.

Кроме того, «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» (постановление правительства РФ № 1156 от 12.11.2016) обязывают регоператора в течение месяца направить договоры всем потребителям в зоне своей деятельности — но не обязывают последних вернуть подписанные документы в определенный срок. Таким образом, велика вероятность, что регоператору придется выяснять отношения с потребителями через суд. В сельской местности, где десятки тысяч отходообразователей привыкли вообще не платить за вывоз коммунальных отходов, это создаст серьезные проблемы. По мнению госпожи Бигессе, кто бы в итоге ни стал региональным оператором — для нормальной работы ему необходимы юридические полномочия в части заключения договоров с потребителями посредством публичной оферты и формирования счетов на оплату по факту оказания услуги.

Непродуманные законы мешают развитию отрасли, не говоря уже о раздельном сборе отходов. Так, по мнению директора саранской компании, постановление об ответственности производителей за утилизацию товаров, утративших потребительские свойства (расширенная ответственность производителя или РОП), не стимулирует процесс — хотя это одна из его основных задач. Светлана Бигессе приводит в пример эффективно работающую систему РОП в Германии, первой в мире утвердившей в 1990 году федеральный закон об ответственности производителя за утилизацию упаковки. Затем ее примеру последовали многие страны Евросоюза. Сегодня в Германии каждый производитель, который упаковывает свой товар, финансирует систему раздельного сбора и переработки (строительство мусоросортировочных и перерабатывающих предприятий).

В России же компании могут реализовать РОП самостоятельно (обеспечив переработку упаковки) либо оплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Многие крупные производители опасаются, что этот сбор пойдет не на создание системы переработки и раздельного сбора, а, например, на поддержку мусоросжигательных мощностей. Тем более что законодательный запрет на включение затрат на обработку (сортировку) в структуру единого тарифа на обращение с отходами, который должен быть установлен после выбора регионального оператора (п. 4.8 ст. 24.9 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), тормозит инвестирование в строительство мусоросортировочных комплексов. Федеральное законодательство, которое предусматривало бы компенсацию затрат на сортировку, обработку и вторичную переработку отходов, пока только обсуждается.

Кроме того, профильные ведомства в буквальном смысле противоречат друг другу, еще больше осложняя ситуацию. Минприроды рассказывает о возможности исполнить РОП, не занимаясь переработкой: к утилизации приравнивается мусоросжигание, если оно приводит к выделению энергии. В то же время Росприроднадзор дает разъяснение, в котором говорится о недопустимости исполнения РОП путем сжигания и термической обработки.

Остается надеяться, что опыт Саранска, где, несмотря на практическое отсутствие стимулов и финансовой поддержки во внедрении системы раздельного сбора и переработки, непроработанность и серые зоны в законодательстве, удалось реализовывать приоритеты госполитики в части сокращения образования отходов и их максимального вовлечения во вторичный оборот, удастся перенести и в другие российские города.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Татьяна Честина