10 последствий разлива топлива в Норильске

В Норильске ликвидируют последствия разлива более 20 тыс. тонн солярки. Река Амбарная, куда поначалу попали нефтепродукты, впадает в озеро Пясино, и загрязнение уже добралось до него. Из озера вытекает река Пясина, которая несет свои воды прямиком в Карское море. Какие долгосрочные последствия может иметь авария, разобрался Plus-one.ru.

Фото: Правительство Красноярского края

1. Больше всего загрязнены реки и водоемы

«Так как мы имеем дело с дизельным топливом, которое отличается от сырой нефти, то по прошествии недели каких-либо зримых пленочных загрязнений не останется. То, что не будет собрано и не осядет на берегах, просто испарится. Лишь очень небольшая доля компонентов дизельного топлива, растворимая в воде, останется в ней надолго. Но именно эти токсичные вещества наиболее опасны, потому что многие из них канцерогенны. Они очень опасны не только для водных животных, но и для человека, если попадут в организм с пищей. Именно поэтому нужны серьезные научные программы мониторинга по всему бассейну — от реки Амбарная до Карского моря»

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России

«Солярка не оседает комками, как нефть. Часть солярки растворилась в толще воды, а часть уйдет в ил. Нужно будет провести анализ донных отложений, чтобы понять, сколько солярки осядет в иле. Окончания работ по ликвидации загрязнения можно ожидать в ближайшие недели»

Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Greenpeace России

Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Greenpeace России

2. Восстановление экосистем займет годы, но угрозы заповедникам нет

«Даже при худшем сценарии водный бассейн федерального заказника „Пуринский“ не пострадает. Есть ли угроза Пясинскому кластеру Большого Арктического заповедника, объективно пока оценить невозможно. Необходим отбор проб для принятия объективных решений»

Константин Просекин, директор ФГБУ «Заповедники Таймыра»

Константин Просекин, директор ФГБУ «Заповедники Таймыра»

«Опыт показывает, что северные экосистемы восстанавливаются десятилетиями. Крайне желательно, чтобы восстановление поддерживалось человеком. Для этого нужно подселять из соседних экосистем исчезающие виды»

Виктор Данилов-Данильян, научный руководитель Института водных проблем РАН

Виктор Данилов-Данильян, научный руководитель Института водных проблем РАН

3. Птицам не причинен серьезный ущерб

«По нашим предварительным оценкам, максимальное воздействие пришлось на речную систему, по которой прошло пятно. Пока загрязнена относительно небольшая площадь, пятно загрязнения удается сдерживать. В это время в районе разлива нет больших скоплений птиц. Спасатели, которые там постоянно находятся, не присылали ни одного свидетельства о гибели птиц»

Алексей Книжников, WWF в России

Алексей Книжников, WWF в России

«Думаю, что птицы пострадали, но ничего конкретного сказать не могу. Пока данных нет»

Виктор Зубакин, глава Союза охраны птиц России

Виктор Зубакин, глава Союза охраны птиц России

4. Могут пострадать олени

«Если загрязнение распространится дальше вниз по течению по реке Пясина, то оно может угрожать мигрирующим стадам диких северных оленей — в середине лета они будут пересекать Пясину, возвращаясь с зимовки.

За последние десятилетия численность таймырской популяции дикого северного оленя снизилась более чем вдвое: с 800 тыс. голов до 400–350 тыс. WWF России много лет поддерживает исследовательские работы и борется с браконьерством на Таймыре, чтобы популяция сохранилась и увеличила свою численность»

Дмитрий Горшков, директор WWF России

Дмитрий Горшков, директор WWF России

5. Существует угроза загрязнения моря

«По предварительной оценке, при скорости течения 1,3 м/с, температуре воды 4ºС, скорости ветра 5 м/с при разливе 10 тыс. кубометров дизтоплива на воде ничего не останется через пять дней. Следовательно, до Карского моря разлив не дойдет. Конечно, это пока первые вычисления»

Геннадий Семанов, руководитель лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЦНИИМФ

Геннадий Семанов, руководитель лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЦНИИМФ

«Загрязнение может дойти до моря. Поскольку известно, что загрязнение уже в озере, то можно предвидеть его попадание в реку Пясина. Чтобы говорить наверняка, независимые эксперты должны взять пробы в Пясинском заливе»

Владимир Чупров, Greenpeace России

Владимир Чупров, Greenpeace России

6. Река Амбарная станет мертвой зоной

«Главный пострадавший — река Амбарная. Она и так десятилетиями находилась в весьма плачевном состоянии в результате загрязнений с промышленных площадок „Норникеля“.

Одна из наших рекомендаций „Норникелю“ — превращение реки и озера Пясино из зоны бедствия в зону реабилитации, а потом возвращение их в природное состояние. Этот вопрос связан с устранением последствий не только этой аварии, но и загрязнения, продолжающегося десятилетиями из-за многочисленных утечек с хвостохранилищ „Норникеля“.

Обязательно нужен общественный мониторинг, поскольку, как выяснилось, информация о состоянии окружающей среды и воздействия на нее производства оказалась очень закрытой. Любые предложения, связанные с природоохранными мероприятиями по линии компании, должны сопровождаться настоящим общественным контролем. Без общественного контроля и прозрачности мы с компанией далее не готовы взаимодействовать»

Алексей Книжников, WWF в России

Алексей Книжников, WWF в России

7. В России могут усилить надзор за предприятиями

«Когда будет проанализирована вся авария, причиной которой, похоже, является преступная халатность, то последуют меры надзорного и правового регулирования. Пока понятно, что не сработала защитная обваловка (защитные валы), которая окружает хранилище. Обваловка должна сдерживать внутри промышленной площадки весь объем опасных продуктов в резервуарах. Почему этого не произошло — предмет расследования»

Алексей Книжников, WWF в России

Алексей Книжников, WWF в России

«Я уже 23 года говорю, что деградация вечной мерзлоты наверняка приведет к разрушению инфраструктуры, прежде всего нефтяной. Ну и какие меры приняты? Именно из-за пренебрежения СНИПами (санитарными нормами и правилами) такие истории и происходят.

Законодательство сегодня дает возможность делать все, что нужно, чтобы предупреждать подобные аварии. Но исполнительная власть крайне слаба. Все суетятся с законами, но еще Бисмарк сказал, что хорошая исполнительная система и при дурацких законах все наладит и поставит, как надо. А дурацкая система при самых лучших законах провалит все, что можно. Бессмысленно заниматься усовершенствованием законодательства при том, что беспомощность, неграмотность, равнодушие, продажность остаются в исполнительной системе»

Виктор Данилов-Данильян, Институт водных проблем РАН

Виктор Данилов-Данильян, Институт водных проблем РАН

8. Государство может вернуть контроль над планами ликвидации разливов

«План ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов (ПЛАРН) „Норникеля“ не сработал. У компании не оказалось достаточных сил и средств для ликвидации, не было сценария на случай попадания нефтепродуктов в реку и озеро. Только умелые действия спасателей из Мурманска предотвратили худший сценарий.

В последнее время ПЛАРН якобы в интересах развития бизнеса перестали согласовывать с профильными ведомствами. После аварии вполне возможно, что планы ликвидации снова станут предметом внимательного анализа со стороны госструктур»

Алексей Книжников, WWF в России

Алексей Книжников, WWF в России

9. Авария повлияет на рынок цветных металлов

«Возможно, авария повлияет на международную торговлю „Норникеля“, так как в последнее время экологическая ответственность всей цепочки поставок является важной составляющей корпоративной ответственности. Европейские автопроизводители, выбирая поставщиков металлов, внимательно оценивают экологичность российских компаний»

Алексей Книжников, WWF в России

Алексей Книжников, WWF в России

«Европейские импортеры трепетно относятся к таким ситуациям. Будут вводиться ограничения и санкции не только по экологическому качеству продукции, но и с учетом технологий, по которым она изготовлена. Это включает в себя и загрязнение окружающей среды, и такую аварию»

Виктор Данилов-Данильян, Институт водных проблем РАН

Виктор Данилов-Данильян, Институт водных проблем РАН

«„Зеленая“ репутация все сильнее волнует немецкие компании, в том числе автоконцерны. Немецкие СМИ все чаще выясняют, как добывали или производили сырье, которое закупают и импортируют компании. Думаю, если такая катастрофа, как сейчас на Таймыре, произойдет у „Норникеля“ или у другой добывающей российской компании еще раз, то немецкие компании не смогут не пересмотреть закупку сырья у этиx российских компаний — или вообще в России.

В Германии считают, что ответственность за поведение компаний несет вся страна. Так же было несколько лет назад во время большого скандала с массовом занижением выбросов концерном Volkswagen и другими автопроизводителями. А все потому, что правительство ФРГ на протяжении многих лет не устанавливало необходимые ограничения»

Ольдаг Каспар, эксперт по международной климатической политике неправительственной организации Germanwatch

Ольдаг Каспар, эксперт по международной климатической политике неправительственной организации Germanwatch

10. Разлив обрушил акции компании

«Стоимость акций „Норникеля“ упала на 8% после заявлений Путина (о введении режима чрезвычайной ситуации федерального характера. — Прим. Plus-one.ru). Теперь все зависит от того, сколько компания потратит на ликвидацию ущерба, штрафы и тому подобное. Соответственно, могут снизиться дивиденды акционеров. Если авария обойдется компании в пару десятков миллиардов рублей, то влияние будет не очень заметным. А если в 50 млрд руб., то это будет уже десятая часть их дивидендов. Акционеры это почувствуют и акции будут уже не слишком привлекательны»

Владимир Чупров, Greenpeace России

Владимир Чупров, Greenpeace России

Автор

Игорь Ручьевский