Что будет Завтра?

В Москве и Санкт-Петербурге состоялся второй музыкальный экофестиваль Zavtra. Организаторы постарались поднять важные вопросы экологии и устойчивого развития.

Идею Zavtra позаимствовали у французского фестиваля Crussol, концепцию которого перенесли в Россию благодаря сотрудничеству с командой певицы Zaz, организатора Crussol. Особенность Zavtra — бесплатная образовательная часть Urban Village. Организаторы предложили зрителям лекции, дискуссии и мастер-классы по теме устойчивого развития и экологизации жизни.

В Москве фестиваль прошел 10 августа в Зеленом театре в парке им. Горького. С 10 утра в лекционном шатре гостей ждал пакет «Полезный Zavtrak», собранный командой +1ГОРОД. Набор состоял из функционального чая Acteav life от чайной компании HYLEYS, бананов без упаковки от «Азбуки Вкуса», печенья belVita от Mondelez и батончиков Roly Poly.

PR-директор компании «Азбука Вкуса» Ольга Степанова отметила в интервью +1, что фестиваль осознанного потребления Zavtra — отличная возможность сделать еще один важный шаг в сторону отказа от пластика. «В рамках фестиваля мы попробовали один из возможных форматов брендирования банана как перекуса на бегу, — сказала она. — Мы не собираемся останавливаться, и в ближайшее время наших покупателей ждет много приятных банановых эконовостей».

Образовательную часть Urban Village открыли продюсер фестиваля Zavtra Элина Самойленко и сопродюсер — Оливье Малино. Он отметил в своем выступлении, что изменение климата требует от людей переосмысления образа жизни. Также Малино рассказал о социальном проекте Zazimut, сопродюсером которого он является. Zazimut организовала певица Zaz, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии. Элина Самойленко в своем выступлении сказала: «У нас нет времени на раздумья, нужно действовать. Мне бы хотелось, чтобы каждый из участников фестиваля познакомился с некоммерческими организациями, поменял свою жизнь. Мы хотим сделать фестиваль еще более качественным, чтобы люди могли общаться, обмениваться мнениями — и становились лучше. Это помогает справляться со сложностями».

Первой темой образовательной части стала «Сила искусства для устойчивого развития». Директор коммуникационного агентства «Бюро № 1» Гала Сергеева рассказала о проекте «Искусство ради экологии», в рамках которого в 2018 году люди получали в обмен на четыре вида отходов (пластик, макулатура, алюминий и стекло) билеты на культурные мероприятия столицы. Сергеева сказала, что за первую неделю акции организаторы собрали 1,5 т бытовых отходов и добавила, что в этом году проект стал федеральным, и его запускают при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ и «Российского экологического оператора».

Руководитель по корпоративной социальной ответственности ПАО «ВымпелКом» Евгения Чистова публично поделилась информацией о разработках искусственного интеллекта для поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Она рассказала, что для поиска людей, помимо пеших отрядов спасателей используют дроны, которые летают над местностью, где потерялся человек. Каждый снимок, сделанный беспилотником, просматривают волонтеры. Чтобы облегчить им задачу по поиску пропавших, искусственный интеллект анализирует снимки за несколько минут.

В дискуссии «Ответственное потребление/Сила каждого для устойчивого развития» руководитель отдела по устойчивому развитию IKEA в России Наталья Бенеславская рассказала о стратегии компании по снижению экологического следа: «У IKEA три направления развития: здоровый и экологичный образ жизни — решения, которые мы внедряем, чтобы жизнь наших покупателей стала экологичнее; циклическая экономика и забота о климате — то, как мы улучшаем мир; социальная забота о людях».

Магазины сети IKEA одними из первых организовали сбор использованных батареек и лампочек в России, отметила Бенеславская. Несколько лет назад компания запустила проект по раздельному сбору бытовых отходов, которые потом отправляют на переработку. Полтора года назад появился сервис по приему постельного белья, которое отдают фонду «Второе дыхание», откуда отправляют вещи малоимущим семьям. Спикер сказала, что за первые три месяца работы сервиса в России покупатели принесли 38 т постельного белья. Теперь компания принимает любой домашний текстиль. Очередной шаг к рециклингу — сервис по приему детской мебели. Если мебель компании становится ненужной, то люди могут принести ее с чеком в магазин и получить 40% от суммы покупки. По мнению Бенеславской, это первый шаг к аренде мебели — глобальной концепции IKEA.

Руководитель проекта +1ГОРОД Ярослав Есенин рассказал об интерактивной карте Полезныйгород.рф, где указаны сервисы, направленные на устойчивое развитие. На карте можно найти адреса пунктов раздельного сбора мусора и приема одежды, благотворительных фондов и других организаций.

На территории фестиваля расставили разноцветные урны для раздельного сбора отходов, за который отвечала компания «ЭкоЛайн». У каждой урны стоял волонтер. Он рассказывал о сборе бытовых отходов и рециклинге. Директор по связям с общественностью «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова во время дискуссионной программы рассказала, как правильно сортировать мусор, и сообщила о том, что с 1 января 2020 года в Москве начнется раздельный сбор твердых бытовых отходов.

Основатель и руководитель отделения Zero Waste в Марселе Фиона Коссон объяснила слушателям принципы «безотходной жизни» и поделилась полезными советами, основанными на ее личном опыте. Образовательную часть Urban Village завершили лекцией основателя проекта «Дадим упаковке вторую жизнь!» Ильи Цигельницкого о будущем пластика и дискуссией «Живые города ZAVTRA: экология пространства и экосистема отношений» об экологических вызовах, меняющих мегаполисы.

На главной сцене фестиваля выступили певица ZAZ, Zventa Sventana, группы «Мумий Тролль» и Therr Maitz. Перед выступлением каждого артиста, ведущий напоминал об экологических проблемах России и мира.

Автор

Степан Давиденко