В РФ разрабатывают унифицирован­ные показатели нефинансовой отчетности

В МИА «Россия сегодня» прошло заседание Комитета по корпоративной социальной ответственности и демографической политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на тему: «Показатели устойчивого развития компаний: стратегия, отчетность, оценки». В дискуссии участвовали более ста организаций.

Участников заседания ознакомили с индексами РСПП в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности в 2017 году. По итогам мероприятия решено создать совместную рабочую группу Комитета и Совета по нефинансовой отчетности с целью выработки предложений для Минэкономразвития. Как пояснила Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП: «В числе приоритетных задач Минэкономразвития в том, что касается нефинансовой отчетности, — формирование перечня и документации по использованию ключевых показателей, раскрывающих деятельность компаний, как минимальных требований к раскрытию информации».

Обсуждались подходы к формированию базовых показателей отчетности, особенности раскрытия нефинансовой информации в мире и России, качество предоставляемых данных, зависимость между корпоративной прозрачностью и инвестиционной привлекательностью. По словам Елены Феоктистовой, слабая нефинансовая отчетность, — «это большая проблема для страны, так как она формирует негативное отношение к бизнесу».

В РСПП отмечают, что компании все чаще не просто предоставляют цифры о реализованных программах, но и анализируют возможные причины и последствия полученных результатов.

Дмитрий Кольчугин, руководитель по внешним коммуникациям АФК «Система», считает, что наличие общих ключевых показателей должно стать для бизнеса точкой опоры.

«Главным читателем и потребителем нефинансовой отчетности является инвестиционное сообщество. От составителей рейтингов, в том числе биржевых, таких как Dow Jones, мы регулярно получаем запросы — например, об МТС как о телекоммуникационной компании: о влиянии радиочастотных излучений на местное население, о доле взрослого контента в сетях связи. Для инвесторов это возможность сопоставить эмитентов по устойчивости, по параметрам экологии, социальной и управленческой сферы. При разработке корпоративных и национальных показателей важно обеспечить эту сопоставимость, чтобы любой инвестор, в том числе международный, мог использовать эти данные для оценки российских компаний. Эти рейтинги не должны быть слишком сложными. … Я бы предложил основываться на самых распространенных системах отчетности и смотреть, куда они движутся, и делать поправку на наши национальные особенности»

Дмитрий Кольчугин, руководитель по внешним коммуникациям АФК «Система»

Дмитрий Кольчугин, руководитель по внешним коммуникациям АФК «Система»

«Из 250 крупнейших компаний, компаний зрелых с точки зрения корпоративной социальной ответственности, четверть стремится отчитываться по всем 17 целям устойчивого развития. … Для учета отраслевой специфики может помочь создание таблиц с набором индикаторов для каждой индустрии»

Наталья Зайцева, руководитель Центра устойчивого развития бизнеса «Сколково»

Наталья Зайцева, руководитель Центра устойчивого развития бизнеса «Сколково»

«Мы имеем определенный задел по разработке показателей для раскрытия в ПНО (Концепция развития нефинансовой отчетности). Это: базовые индикаторы результативности РСПП (2008 года), показатели индексов и рейтингов в области устойчивого развития, как комплексные, так и тематические, проект ЮНКТАД по выбору основных показателей для отчетности компаний о вкладе в достижение ЦУР ООН до 2030 года, стандарты GRI. Сроки для разработки показателей достаточно сжатые»

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП

Как отметили на форуме, с точки зрения отчетности проблемными остаются следующие сферы: права человека, производительность труда, затраты на обучение персонала. Сохраняется разрыв между лидерами в области информационной открытости и значительной частью остальных компаний.

Автор

Людмила Брус