Китайский экологический разворот: историческая перспектива. Часть 2

Катастрофическое наводнение на Янцзы в 1998 году лишило крова 15 млн человек, а размеры ущерба составили более $20 млрд. Одной из главных причин бедствия стало сведение лесов. После этого китайские власти запретили вырубку в нижнем и среднем течении Хуанхэ и Янцзы и запустили программы восстановления лесов и сохранения естественных озер и болот. Теперь экологические риски стали непосредственным образом влиять на перспективы экономического развития.

Фото: rev.vu

С 2006 года Министерство защиты окружающей среды начало анализировать воздействие, оказываемое экологической деградацией на экономический рост. Тогда потери за 2004 год оценили в 3% ВВП. Цифра за 2008 год, согласно анализу, проведенному в 2010-м, увеличилась до 3,9%. По данным Министерства водного хозяйства, до 40% рек Китая по состоянию на 2011 год считались сильно загрязненными, а 20% — настолько токсичными, что людям рекомендовалось избегать каких бы то ни было контактов с ними.

В 2016 году министерство признало 80% грунтовых вод на территории крупнейших речных бассейнов Китая небезопасными для любого использования. По данным доклада Азиатского банка развития от 2012 года, лишь в 1% из 500 крупнейших городов Китая состояние воздуха соответствовало нормам безопасности ВОЗ. Густой смог, вызванный работой угольных ТЭЦ, стал постоянным явлением во многих городах страны, включая Пекин.

В 2016 году 80% грунтовых вод на территории крупнейших речных бассейнов Китая были признаны небезопасными для любого использования

Кроме того, деградация окружающей среды начала выступать фактором постоянного социального напряжения. Благодаря экономическому росту Китая в течение почти четырех десятилетий сформировался средний класс — один из самых многочисленных в мире по абсолютным показателям. Его представители имеют свои представления о жизненных стандартах, в которые не вполне вписывается черное небо над Пекином.

По данным китайских исследователей, с 1996 по 2013 годы число общественных протестов, связанных с проблемами экологии, ежегодно росло в среднем на 29%. Чаще всего участие в них принимали горожане с высоким уровнем доходов. Исследование, проведенное в Китае американским аналитическим центром Pew Research Group, показало, что в 2013 году загрязнение воздуха признавали «очень серьезной проблемой» 47% опрошенных. Подобные протесты оказываются одной из отдушин для выдвижения претензий властям: озабоченность этими проблемами не воспринимается в Китае как покушение на политический авторитет режима.

В 2013 году загрязнение воздуха признавали «очень серьезной проблемой» 47% опрошенных жителей Китая

Все это привело к тому, что игнорировать экологические проблемы стало невозможно. Этому способствовали развитие новых технологий, достижение определенных пределов роста экспортоориентированной экономикой страны — Китай утратил преимущество в виде дешевой рабочей силы — и желание сделать новым драйвером развития внутренний спрос и развитие сферы услуг, а также стремление к повышению энергоэффективности экономики — эта цель декларировалась КНР достаточно давно, однако до последнего времени не выражалась в количественных показателях.

Несомненно, изменения в стратегии развития китайской экономики, с учетом ее гигантского объема, имели далеко идущие глобальные последствия. Менялось и поведение КНР на международной арене. Если в 2009 году разногласия между Китаем и США в подходе к решению проблемы изменения климата фактически привели к срыву Копенгагенской климатической конференции, то в 2014 году успех Парижского соглашения стал возможен благодаря предварительной договоренности между Пекином и Вашингтоном. Поставленные Китаем цели по снижению выбросов, связанных прежде всего с угольной индустрией, укладываются в глобальные планы по борьбе с эмиссией парниковых газов.

В 2014 году успех Парижского соглашения стал возможен благодаря предварительной договоренности между Пекином и Вашингтоном

И даже сейчас, когда президент США Дональд Трамп объявил о выходе страны из Парижского соглашения, Китай не собирается пересматривать свои обязательства, поскольку они сильно увязаны с объективными потребностями экономики и общества КНР.

На примере Китая можно видеть, что даже бюрократическая и авторитарная власть может осознать важность системного подхода к экологическим вопросам. Правда, для этого она сначала может дойти до крайней точки в их игнорировании.

Автор: Стас Кувалдин
Сообщить об ошибке: CTRL/CMD + ENTER