Китайский экологический разворот: историческая перспектива. Часть 1

За последнее десятилетие в Китае произошли глубинные и радикальные изменения в подходе к вопросам охраны окружающей среды и климатической политики. В прошлые годы китайское «экономическое чудо» достигалось за счет мало чем ограниченного перекладывания издержек на окружающую среду, а обсуждение мер по ограничению выбросов парниковых газов воспринималось как желание ограничить конкурентные преимущества страны. Однако сейчас КНР стала одним из мировых лидеров по вводу в эксплуатацию новых электростанций на основе ВИЭ, резко сворачивает планы по развитию угольной генерации и прилагает колоссальные усилия по снижению загрязнения воздуха и воды — в том числе и ценой закрытия промышленных предприятий.

Цветной фон с ясным небом для фотографий в Гонконге
Цветной фон с ясным небом для фотографий в Гонконге
Фото: blickamabend.ch

При этом этот поворот осуществляется в принципиально мало изменившейся политической среде Китая. Его проводит тот же авторитарный и фактически однопартийный режим, ставящий прагматические цели в экономическом развитии страны и не склонный к эмоциональной переоценке таких вопросов, как сохранение экологического равновесия и борьба с глобальными климатическими изменениями. Однако внимание к воздействию экономики на окружающую среду стало восприниматься неотъемлемой частью такого прагматического подхода.

Сейчас КНР стала одним из мировых лидеров по вводу в эксплуатацию новых электростанций на основе ВИЭ

Формально власти КНР начали декларировать экологические цели довольно давно. Первая национальная конференция, посвященная этой тематике, состоялась в 1973 году, еще во времена правления Мао Цзэдуна. В определенной мере это было связано с проводившейся в 1972 году в Стокгольме конференцией ООН по проблемам защиты окружающей среды, в работе которой принял участие и Китай.

Однако, помимо актуальной мировой повестки, внимание к экологическим вопросам диктовалось складывавшейся в стране ситуацией: индустриализация, проводившаяся без учета воздействия на природу, и интенсивное использование пестицидов в сельском хозяйстве уже в те годы привели к серьезным проблемам — росло загрязнение воздуха, а вода в китайских индустриальных центрах становилась непригодной для использования. Принятые тогда меры имели ограниченный характер и в основном были связаны с борьбой с наиболее опасными загрязнителями.

Начавшиеся во второй половине 1970-х гг. экономические реформы, бурное развитие экспортоориентированной промышленности, а также интенсификация частного сельского хозяйства после роспуска большинства сельских коммун, организованных в эпоху Мао Цзэдуна, отодвинули вопросы экологии на далекий задний план.

Нельзя сказать, что Китай решил полностью игнорировать «зеленую» повестку. КНР проявляла симпатию к различным инициативам «левых» движений, в конце XX века уделявших большое внимание экологическим издержкам капиталистической экономики. Китай принял активное участие в работе «Саммита Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и разработал в 1994-м национальный план в соответствии с «Повесткой дня на XXI век» — утвержденной на саммите в Рио программой по переходу на принципы устойчивого развития.

Начавшиеся во второй половине 1970-х гг. экономические реформы развитие экспортоориентированной промышленности отодвинули вопросы экологии на задний план

Впрочем, подобные документы не имели особого влияния на фактически проводимую экономическую политику, мало обращавшую внимание на проблемы окружающей среды. Для обеспечения все новых и новых предприятий, интенсивно потреблявших природные ресурсы, в стране строились электростанции, работающие на угле — наиболее дешевом и доступном для Китая виде топлива. Местные власти закрывали глаза на большинство экологических издержек, поскольку главной задачей было добиться увеличения валового продукта: отчет о росте производства влиял на оценку эффективности работы функционеров центральными властями.

С 1996 по 2000 годы инвестиции на контроль за загрязнением окружающей среды составляли почти 1% ВВП, а к 2003-му увеличились до 1,39%

Однако на контроль за загрязнением окружающей среды выделялись немалые средства. С 1996 по 2000 годы подобные инвестиции составляли почти 1% ВВП, а к 2003-му увеличились до 1,39%. Правда, по мнению экспертов, эти траты не отличались эффективностью, а быстрый рост экономики, основанный на развитии промышленности и интенсивном сельском хозяйстве, значительно обесценивал эти усилия.

Побочные эффекты подобной экономической политики отчетливо проявились на рубеже нового столетия, радикально изменив отношение властей.

Продолжение

Автор: Стас Кувалдин
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter