«Нет четкой границы между ответственно­стью за себя и за окружающий мир»

С 17 июля по 14 августа молодежная организация AIESEC проведет в восьми российских городах международный экологический квестофон Eco-Life. Участники из разных стран будут ежедневно выполнять задания — участвовать в экологических акциях, посещать воркшопы, кинопоказы и лекции. +1 поговорил с руководителем проекта Анастасией Ушаковой о том, чему научатся участники квестофона, что такое внутренняя экология и при чем тут здоровый образ жизни.

— Расскажите о формате квестофона. Какие задания будут выполнять участники?

— Это национальный проект, который реализуется в восьми городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Уфе, Красноярске, Ростове-на-Дону и Перми. Участники делятся на команды, совместно смотрят кино, ходят на занятия, вместе проводят акции, а потом пишут отчеты и выкладывают их онлайн. Все задания будут разделены на два блока — «внутренняя экология» и «внешняя экология». Первый направлен на изменение внутренних правил и установок участников, на то, чтобы помогать им становиться лучше каждый день. Это будут задания как онлайн-формата (например, посмотреть фильм и написать развернутый отзыв), так и офлайн (сходить на йогу, описать свои впечатления, рассказать, как можно сделать эту привычку постоянной). Задания блока «внешняя экология» направлены на изменение окружающей среды: это различные акции, посвященные сортировке мусора, ответственному потреблению, уходу за животными, уборке территории и так далее.

— Какие навыки получат участники Eco-Life?

— Они внедрят в свою жизнь полезные привычки, научатся самодисциплине, научатся рефлексировать над тем, что они делают. В проекте будут участники из разных стран, так что в такой мультикультурной среде они будут делиться друг с другом опытом своих государств, общаться на английском, развивать мировосприятие на более широком уровне. Важным результатом участия в квестофоне должно стать осознание, что мы ответственны за окружающую среду, за место, где мы живем.

— Какие примеры экологических инициатив в российских городах вы считаете успешными?

— Например, мне кажется очень крутым московский проект «Свалка». Он направлен на то, чтобы давать ненужным вещам вторую жизнь. Принимают одежду, аксессуары, предметы быта, реставрируют, приводят в порядок и продают по доступным ценам — так что люди не производят новый мусор и не поддерживают перепроизводство, а покупают то, что уже не требует затраты новых ресурсов.

— Расскажите: как связаны здоровый и экологичный образ жизни?

— Мы не проводим четкой границы между внешней и внутренней экологией. Мы считаем, что когда человек начинает вести здоровый образ жизни, он учится чувствовать ответственность за себя самого. А потом постепенно выходит за границы своего эгоцентризма и осознает ответственность и за окружающий мир. Поэтому нам важно прививать осознанность, учить людей рефлексировать.

— Что такое экомышление?

— Это, в первую очередь, осознание себя частью окружающей среды и понимание того, что любое твое действие влияет на нее напрямую. Многие люди привыкли считать, что один человек бессилен: выбросил обертку от конфетки — ну на что это повлияет, я же всего лишь один из миллионов людей. Попробуйте посмотреть на это с другой стороны: когда что-то делают миллионы, это и создает проблемы, которые у нас есть. Каждый из миллионов выбросивших обертку от конфеты думает, что он сделал это один.

— Какие еще проекты по устойчивому развитию есть у AIESEC?

— Вообще, все проекты AIESEC направлены на реализацию Целей устойчивого развития. В этом особенность нашей волонтерской организации и отличие от многих других. Этим летом в Москве будет реализовываться сразу несколько проектов. Например, в поддержку 10-й цели — «Уменьшение неравенства» — волонтеры будут ходить в детские дома, работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, помогать этим группам взаимодействовать с иностранцами, узнавать больше о других культурах. Вместе с нашим партнером Electrolux мы будем рассказывать об ответственном потреблении. Есть проект про компьютерную грамотность в рамках 4-й цели — «Качественное образование».

Беседовала

Анастасия Кокоурова

«Мы все­гда платим за одноразовую упаковку из нашего кошелька»
Креативный директор Look At Media и соавтор емейл-курса «Теперь так» Маша Гельман