Внутреннее сгорание вне закона

Закрытие угольных и атомных электростанций, отказ от импорта пальмового масла, прекращение продажи автомобилей, работающих на традиционных видах топлива, — вот лишь неполный список мер, которые готовится принять Франция, стремясь к лидерству в глобальном климатическом движении.

Фото: pixabay/Free Photos

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания должны исчезнуть с французских дорог к 2040 году. Об этом 6 июля заявил новый министр комплексных экологических преобразований страны Николя Юло, перечисляя меры, входящие в пятилетний план президента Франции Эммануэля Макрона по выполнению обязательств страны в рамках Парижского соглашения.

«Мы объявляем о прекращении продаж автомобилей, работающих на бензине и дизеле, в 2040 году, — сказал министр. — Это будет настоящей революцией, которая позволит уберечь окружающую среду от транспортных средств, выделяющих в атмосферу большое количество вредных веществ».

Юло подчеркнул, что понимает: климатический план «тяжел» для французских автомобилестроителей, но вместе с тем у них уже сегодня есть проекты, которые будут способствовать достижению заявленных целей. Предполагается, что бедные семьи получат денежные выплаты для того, чтобы обменять старые автомобили, загрязняющие окружающую среду, на электрические альтернативы. Кроме того, к 2023 году Франция закроет свои немногочисленные угольные ТЭС и вложит до €4 млрд в развитие энергосберегающих технологий.

Министр подчеркнул, что правительство Франции хочет обеспечить лидерство страны в реализации климатической политики, позволяющей достичь целей Парижского соглашения. «Мы хотим продемонстрировать, что борьба с изменением климата позволит улучшить повседневную жизнь французов», — сказал он.

Франция не единственная страна, которая собирается запретить бензин и дизельное топливо. Норвегия заявила, что избавится от машин с двигателями внутреннего сгорания к 2025 году, а Германия и Индия — к 2030 году.

Новая экологическая программа Франции также включает в себя запрет на импорт пальмового масла и сои, произведенных с применением вредящих окружающей среде сельскохозяйственных технологий. Они являются виновниками обезлесения по всему миру, особенно в Амазонии, Юго-Восточной Азии и Конго. Юло, в прошлом — журналист и ведущий телепередач о дикой природе, отметил, что было бы «шизофренией» заставлять промышленников сокращать выбросы углекислого газа и сквозь пальцы смотреть на вырубку деревьев, которые этот газ поглощают.

По словам министра, практические вопросы сокращения вредных выбросов и достижения Парижского соглашения будут обсуждаться с гражданами страны. Осенью парламент Франции будет голосовать по законопроекту, запрещающему выдачу новых лицензий на разработку нефти, угля и газа. Использование атомной энергии в стране предполагается сократить с 76% до 50%. Законопроект, согласно которому страна должна снизить производство атомной энергии к 2025 году на треть, был принят Национальным собранием еще в июле 2015 года.

«Для достижения этой цели может быть заглушено до 17 реакторов», — цитирует слова министра ТАСС.

Николя Юло добавил, что представленная дорожная карта «не является самоцелью»: это «цепь, к которой могут быть добавлены звенья» и направление, в котором в течение пятилетнего периода будет разрабатываться план действий. Представители НКО и «зеленых» партий в целом приветствуют инициативу государства, но хотели бы видеть конкретные предложения с указанием сумм, которые предполагается выделить на их выполнение.

«Вопросы финансовых расчетов, источников финансирования и график реализации остаются нерешенными и создают „слепое пятно“ в дорожной карте. Идет ли речь о снижении доли ядерной энергетики, введении налога на выброс углерода, не было установлено никакого порядка действий. Также ничего не сказано о размере выплат на приобретение „чистых“ автомобилей», — комментирует инициативу Партия экологов.

«По сути, содержание этого климатического плана определило приоритетные области для сокращения выбросов парниковых газов; но конкретные меры, как, например, проведение Генеральных штатов по сельскому хозяйству и питания (должны были состояться 10 июля — прим. ред) или принятие финансового плана на 2018 год, откладываются для проведения дальнейших консультаций», — сожалеет глава Организации действия по климату Симон Кокийо.

«Нам по-прежнему не хватает информации о том, как будут достигаться поставленные цели и выполняться амбициозные обещания: это касается автомобилестроения, развития возобновляемых источников энергии и сокращение атомной энергетики», — говорит Сирил Кормье, возглавляющий отдел по энергетике во французском отделении Greenpeace.

Арнелль Ле Конт, ответственная за климатические и энергетические вопросы в Oxfam France, также напомнила, что в Европейском Союзе в тупике находится вопрос о введении налога на финансовые транзакции, который, по ее мнению, мог бы стать источником средств для «озеленения» энергетики. «Если Эммануэль Макрон хочет стать настоящим лидером в борьбе с изменением климата, он должен прекратить свой „зеленый пиар“ и избавиться от финансового лобби, чтобы чаша весов, наконец, склонилась на сторону граждан и планеты», — считает она.

Автомобильные компании с осторожностью комментируют радикально прозвучавший климатический план. «С нами особенно не советовались», — приводит газета Liberation слова представителя Peugeot. «Государственная власть и промышленники должны вместе рассмотреть, как добиться поставленных целей», — заявляют в Renault. Между тем, обе компании намерены и дальше производить автомобили с двигателями внутреннего сгорания для продажи в других странах.

«Это реалистично, так как технологии развиваются быстро, а сроки не поджимают», — комментирует французский климатический план Владимир Сидорович, директор Института энергоэффективных технологий в строительстве. Он отмечает, что предполагаемое закрытие 17 реакторов — серьезный вызов для страны, долго живущей с такой развитой атомной энергетикой. «В то же время слишком высокая доля мирного атома в генерации также создает неудобства в плане управления энергосистемой — она обладает низкой маневренностью», — считает эксперт. Сегодня по мощности атомных электростанций Франция занимает после США второе место в мире, а по доле атома в энергетическом балансе — первое.

По мнению Анатолия Копылова, генерального директора компании «Акта Консалт», которая занимается консультацией в области электроэнергетики, выполнение поставленных задач будет зависеть, главным образом, от политической воли президента Франции и его способности противостоять лоббистам EDF (Электроэнергетической компании Франции). «Также французское правительство должно будет „серьезно приплатить“ за утилизацию топлива и реакторов и пока никто даже не может сказать, сколько», — считает он.

На вопрос о том, отразится ли план Макрона и Юло на российской экономике, он ответил: «Россия поставляет не много нефти во Францию; для нас французские планы в практическом смысле не очень важны. Другое дело, что они отражают глобальный тренд, который в случае укрепления понизит в долгосрочной перспективе спрос на нефтепродукты, в том числе российские».