Углеродный след от виниловых пластинок ниже, чем от стриминга музыки

Выбросы парниковых газов от индустрии музыки в США в 2016 году составили до 350 млн кг

Фото: flickr.com/JFHayeur

Развитие стриминговых сервисов с музыкой позволило более чем в семь раз сократить пластиковые отходы индустрии. Однако углеродный след значительно вырос: количество парниковых газов в начале 2000-х составило 157 млн кг. В 2016-м выбросы парниковых газов достигли 200-350 млн кг только в США. Такие выводы содержатся в исследовании The Cost of Music («Стоимость музыки»), проведенном учеными университетов Глазго и Осло, сообщает The Rolling Stone.

Авторы доклада проанализировали открытые данные по углеродному следу музыкальной индустрии с момента появления виниловых пластинок, кассет, компакт-дисков, MP3 до стриминговых сервисов.

Ученые пришли к выводу, что благодаря уходу от физических носителей значительно сократились пластиковые отходы: с 61 млн кг в начале 2000-х до 8 млн кг в 2016 году. Однако на производство, хранение и обработку музыки через облачные сервисы уходит много ресурсов и энергии.

Один из авторов работы, доктор Кайл Дивайн, доцент в области музыки из университета Осло, чтобы оценить углеродный след современной музыкальной индустрии, использовал данные Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (Recording Industry Association of America) за 2015-й и 2016 год. Он усреднил количество потоковых и загруженных песен за эти годы, учитывая количество электричества, необходимое для загрузки одного гигабайта данных. В среднем оно примерно равно количеству электричества, необходимого для работы стандартной лампочки в течение часа. Далее ученый проанализировал источники энергии, используемые для питания стриминговых сайтов, по данным доклада Click Clean Scorecard компании Greenpeace. Ученый рассчитал среднее количество выбросов парниковых газов при использовании того или иного источника энергии.

По словам Дивайна, он не включал в оценку электроэнергию, необходимую для работы центров обработки данных и пользовательских устройств при прослушивании музыки — зарядки смартфонов и т.д.

Второй автор доклада, доктор Мэтт Бреннан, преподаватель популярной музыки из университета Глазго сказал, что данное исследование повышает осведомленность и побуждает к разработке альтернатив, где потребление музыки будет экономически устойчивым для производителей и экологически устойчивым для планеты.

Один из крупнейших в мире стриминговых сервисов Spotify в отчете об устойчивом развитии за 2017 год указал, что стремится достичь углеродной нейтральности. Для этого компания перенесла серверные операции на облачную платформу Google (Google Cloud Platform, GCP). Переход на GCP завершился в 2018 году и позволил Spotify вывести из эксплуатации шесть из семи дата-центров (последний закроется до конца 2019 года). Таким образом, стриминговый сервис смог снизить углеродный след почти на 1,5 тыс. тонн.

Компания Apple (Apple Music, iTunes Store, радио Beats 1) в 2018 году заявила, что все ее дата-центры, офисы и магазины розничной продажи в 43 странах по всему миру работают на энергии, полученной из возобновляемых источников (ВИЭ). С 2014 года Apple полностью перевела все дата-центры на ВИЭ.