Отучить от «быстрой моды»

Британский Фонд Эллен Макартур, занимающийся разработкой экологически устойчивых решений на основе концепции замкнутого цикла, выпустил доклад «Новая экономика текстиля: пересмотр будущего моды», сообщается на сайте фонда. Представленные рекомендации важны для обеспечения устойчивого экологического, экономического и социального развития. Выводы нового доклада поддержали такие компании, как Nike (249 место в списке крупнейших мировых публичных компаний по версии Forbes), H&M (506 место) и Stella McCartney.

Швейная промышленность оценивается в $1,3 трлн, а в ее производственно-сбытовой цепи в общей сложности задействовано более 300 млн человек, подсчитали в организации. В ряде стран с низким уровнем дохода на одну только хлопковую индустрию приходится почти 7% всей занятости. Более 60% от объема выпускаемых тканей идет на производство одежды. За последние 15 лет оно выросло примерно вдвое из-за увеличения численности среднего класса и количества покупок на душу населения. В немалой степени это обусловлено феноменом «быстрой моды»: в течение сезона ассортимент обновляется несколько раз — при этом цены на одежду снижаются, а носят ее очень недолго (или даже не носят вовсе).

Разумеется, этот феномен связан с целым рядом негативных последствий для окружающей среды. Одно из основных — это выбросы парниковых газов в процессе производства текстиля: их объем составляет 1,2 млрд тонн ежегодно, что больше суммарного объема эмиссии в сферах международных морских и авиаперевозок. В используемых материалах нередко содержатся опасные вещества, негативно влияющие на здоровье, как рабочих, так и тех, кто носит одежду, а также на экологическую обстановку. При стирке из некачественной ткани выделяются пластиковые микроволокна, и порядка 0,5 млн тонн из них ежегодно попадает в океаны.

В докладе предлагается алгоритм минимизации негативных экологических воздействий и повышения экономической эффективности отрасли, которая на данный момент ежегодно теряет свыше $500 млрд из-за короткого жизненного цикла товаров и недостаточного уровня переработки.

Первый шаг — обеспечить безопасность материалов для людей и окружающей среды на этапах производства, использования и утилизации ношеной одежды.

Второй шаг — убедить покупателей отказаться от концепции «быстрой моды». В фонде считают, что этому будет способствовать повышение качества продукции, которая — благодаря новым бизнес-моделям — станет доступнее для людей с разным уровнем доходов. Сейчас, по данным доклада, потребители ежегодно теряют $460 млрд из-за того, что выбрасывают одежду, которую могли бы продолжать носить.

Третий шаг — улучшить показатели переработки путем повышения ее экономичности и качества, оптимизации дизайна продукции, стимулирования спроса на вторичные материалы и радикального увеличения объемов сбора. Как отмечается в докладе, сейчас перерабатывается менее 1% одежды. Это приводит к ежегодной потере $100 млрд — такова суммарная ценность «игнорируемого» вторсырья.

Четвертый шаг — минимизировать использование первичных ресурсов и задействовать их только при условии того, что они возобновляемы.

Вице-президент Nike по устойчивому бизнесу и инновациям Сайрус Вадия и генеральный директор H&M Карл-Йохан Перссон уверены: данный отчет сможет заложить основу для нового типа мышления и позволит сформировать общее видение циклической индустрии моды.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Селиванова