«Старикам» тут не место

В Москве могут ограничить передвижение неэкологичных автомобилей

Фото: www.flickr.com/Ekaterina_D

Власти Москвы поддержали идею Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по введению в столице ограничений на передвижение неэкологичных автомобилей. Об этом сообщается на сайте СПЧ.

Мера затронет транспортные средства с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0». В 2016 году их доля в Москве составляла 40%.

Экологические стандарты «Евро», прописываемые в директивах Евросоюза, обязательны для стран ЕС и Европейского экономического пространства. Самый первый, «Евро-0», ввели в 1988 году, а последний, «Евро-6», — в 2015-м. Класс автомобиля можно узнать в паспорте транспортного средства (ПТС) или на сайте Росстандарта, введя идентификационный номер (VIN).

Столичное правительство «готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе Москве зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов», — говорится в письме столичного мэра Сергея Собянина в СПЧ. Для контроля будет использоваться система фотовидеофиксации, создание которой предусмотрено рекомендациями Совета. В СПЧ также предлагают сформировать базы данных экологических классов зарегистрированных автомобилей. Пока неизвестно, где именно в Москве появятся вышеупомянутые зоны.

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, воплотить меру в жизнь несложно: оборудование на балансе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) позволяет «администрировать любое экологическое ограничение». Однако, по мнению специалиста, решение властей столицы ударит по бедным автовладельцам. Блинкин выразил удивление по поводу того, что за эту меру выступает СПЧ.

Эксперты российского отделения Greenpeace называют решение властей Москвы прорывом. По их мнению, столица подаст хороший пример для других российских городов. В 2017 году специалисты Greenpeace передали правительству Москвы сценарий развития транспортной инфраструктуры. В нем подчеркивается значение мер по ограничению передвижения старых автомобилей, не соответствующих современным стандартам. Это позволит снизить выбросы углекислого газа и диоксида азота на 22-27%.

Идея базируется на зарубежном опыте. В 2008 году в Лондоне была создана Зона с низким уровнем выбросов, охватывающая практически весь город. На въездах размещены специальные дорожные знаки. В апреле текущего года в центре британской столицы появится Зона со сверхнизким уровнем выбросов. Это будут самые жесткие ограничения такого рода в мире. Эти меры также подвергаются критике из-за возможных негативных социальных последствий.

Москва — лидер среди городов России по развитию экологичного транспорта, каршеринга и велопроката. С 2013 года столица закупает автобусы с двигателями класса «Евро-5», а с сентября 2018-го по некоторым маршрутам курсируют электробусы.

Такие меры с точки зрения автомобилистов однозначно непопулярны. С другой точки зрения, мы идем туда, куда идет весь мир, — это повышение экологичности. Не пускать машины с большими выхлопами в города  это не только наша история, это история почти всей Европы.

Из практических советов людям — надо менять машину на более современную. Можно через трейд-ин, можно продать и купить самостоятельно, можно отказаться от автомобиля и ездить на общественном транспорте, если это центр Москвы, можно не ездить в центр, оставляя машину на окраине города. В трейд-ин обычно оценивают машину дешевле процентов на 10, чем при самостоятельной продаже. Но фишка трейд-ин в том, что дилер, забирая машину, примерно на эту же сумму делает скидку на новый автомобиль. Поэтому нужно следить за предложениями, чтобы выиграть за счет скидки. И эта услуга освобождает от возможности попасться на мошенников.

В старом автомобиле самостоятельно поменять двигатель на современный практически невозможно, это встанет в очень большую сумму. Когда-то была программа: за машину, которую сдавали в утилизацию, платили порядка 50 тысяч рублей. Сейчас этой программы нет, за утилизацию можно получить копейки.

Сергей Целиков, автоэксперт, главный редактор портала «АВТОСТАТ»