Молодые и зеленые

Инвестиции в «зеленые» стартапы активно растут. В 2017 году только на сферу возобновляемых источников энергии (ВИЭ) пришлось более $279 млрд дополнительных мировых инвестиций. В этом году о себе заявили сотни новых экостартапов — +1 представляет семь самых многообещающих.

Создатели чешского стартапа MIWA разработали новое решение для упаковки продовольственных товаров в магазинах: без коробок, пленок и пакетов
Создатели чешского стартапа MIWA разработали новое решение для упаковки продовольственных товаров в магазинах: без коробок, пленок и пакетов

Планирование экозданий в несколько кликов

Американский стартап cove.tool автоматизировал планирование энергоэффективных построек. Одноименная платформа работает с большими данными и подбирает оптимальные варианты для повышения энергоэффективности здания. Пользователь вводит информацию о проекте и необходимые данные об энергетических стандартах. Далее cove.tool генерирует различные варианты планировки.

Например, если здание будет расположено на участке с сильным ветром, программа предложит увеличить размер окон и снизить затраты на систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Вместе с рекомендациями программа предоставляет графический анализ, иллюстрируя энергетические показатели здания при развитии того или иного сценария.

Традиционное планирование энергоэффективности постройки выглядит следующим образом: архитектор высылает проект инженерам, которые разрабатывают различные варианты энергосистемы на протяжении нескольких недель. Пока инженеры работают, архитекторы могут вносить поправки в план. В итоге происходит задержка реализации проекта на несколько месяцев.

Клиентами cove.tool уже стали крупные архитектурные фирмы США: HGA, HKS и Cooper Carry. По данным разработчиков, один из застройщиков благодаря платформе нашел решение, позволившее сэкономить $2 млн в сравнении с первоначальным планом.

ВИЭ в помощь теплицам

Согласно подсчетам Организации Объединенных Наций, к 2050 году почти две трети мирового населения будет проживать в городах. Чтобы прокормить население планеты, сельскому хозяйству необходимо производить еще больше продовольствия. В списке регионов с быстрорастущим населением — Азия, Африка и Ближний Восток. Эти территории характеризуются обилием солнечного света в течение всего года, дефицитом воды и плохой инфраструктурой. Такие условия препятствуют развитию новых садоводческих проектов, несмотря на высокий спрос.

Нидерландский стартап Solho разработал инновационную систему для теплиц SPRHOUT. Она работает на солнечной энергии и при этом накапливает термальную. Система имеет коллекторы для сбора тепловой энергии Солнца и блок питания, который преобразует термальную энергию в электричество. Термальная энергия поступает в систему накопления, благодаря которой блок питания работает автономно и круглосуточно. Конструкция также включает опреснительную установку и систему захвата углекислого газа из воздуха — СО₂ перенаправляется в теплицу для ускорения роста овощей и фруктов.

Топливо из отходов сахарного тростника

Кенийская компания Acacia Innovations разработала экологичные брикеты для использования в домашних хозяйствах. Такое топливо — «зеленая» альтернатива углю и дровам на основе отходов из сахарного тростника.

Acacia Innovations снабжает брикетами школы, гостиницы, рестораны, пекарни и больницы в Кении. Создатели стремятся способствовать достижению Цели устойчивого развития № 7, которая сформулирована как «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех». Разработка Acacia Innovations на 35% дешевле дров и на 50% — угля.

Согласно подсчетам Всемирной организации здравоохранения, около трех миллиардов человек в мире готовят пищу на открытом огне или в печах на керосине и дровах. Ежегодно четыре миллиона жителей планеты умирают от болезней, связанных с загрязнением воздуха в помещениях в результате использования таких методов готовки.

Биоразглагаемая упаковка

В свете «пластикового» кризиса сфера альтернативной упаковки — одна из быстрорастущих. Так, немецкий стартап Superseven выпускает упаковочные материалы и смежную продукцию, которая поддается компостированию. Компания изготавливает пакеты, бумажные полотенца, оберточные пленки, различные виды сумок для транспортировки продуктов. Упаковку удобно применять в качестве удобрения в огороде — в течение нескольких недель она разложится.

Внешне упаковочные решения Superseven практически ничем не отличаются от того, что мы видим в супермаркетах. Однако в состав ее продукции не входят нефтепродукты. Пакеты, пленки и другие товары немецкого стартапа сделаны из целлюлозы.

Компания получает остаточную древесину от устойчивых лесных хозяйств. Однако на данный момент сырье стоит в три раза дороже любого нефтепродукта. Поэтому цена на упаковочные решения Superseven на 30–100% выше, чем у «пластиковых» конкурентов. Тем не менее разработчики говорят о растущем спросе на продукцию.

Новое поколение ветроустановок

В 2018 году разработчики российского производителя турбинных технологий в ветроэнергетике AeroGreen совместно с партнерами и резидентами «Сколково» — ИННОВАКС и WATTS Battery — представили новое поколение ветроэнергетических установок Aero Globe. Они вырабатывают 700 Вт при скорости ветра в 10 м/c и выдерживают порывы до 60 м/c. Как можно догадаться из названия, внешне установки напоминают глобус.

AeroGlobe работает тихо в сравнении с классическими ветрогенераторами. Главное преимущество установки — способность «ловить» ветер с любого направления без необходимости поворота конструкции. Для повышения производительности верхнюю часть покроют гибкой солнечной батареей. Прототип установки напечатали на 3D-принтере. Диаметр рабочего колеса ветряка — один метр.

Капсульная система для супермаркетов

Название чешского стартапа MIWA образовано от двух слов: minimum waste. В переводе с английского это означает «минимум отходов». Компания разработала новое решение для упаковки продовольственных товаров в магазинах: без коробок, пленок и пакетов.

Решение основано на применении многоразовых контейнеров-капсул, в которых продовольственную продукцию транспортируют в магазины и продают на специальных полках с дозаторами. Так производители продовольственной продукции смогут отказаться от индивидуальной упаковки. Решение MIWA — циклическое: как только товар заканчивается и капсула становится ненужной, магазин возвращает ее производителю.

Первыми супермаркетами «нового поколения» станут несколько точек в Праге. Их открытие запланировано на 2019 год. Пока капсулы применимы только для сыпучих продуктов — макарон, орехов, хлопьев. В дальнейшем линейка контейнеров будет расширена.

Термоупаковка из перьев

При транспортировке товаров, зависимых от температуры, обычно используются материалы из термопластичных полимеров. Британский стартап АEROPOWDER создал более экологичную альтернативу — термоупаковочный материал из остатков перьев.

Ежедневно индустрия птицеводства производит тысячи тонн перьев, которые считаются отходами и утилизируются. Однако они обладают рядом полезных свойств: это легкий, прочный материал с отличными термоизоляционными характеристиками.

В 2018 году британский стартап стал одним из финалистов первого европейского конкурса для стартапов в сфере циклической экономики Green Alley Award.